Предприниматель Валентин Ткачук основал компанию по проектированию после того, как работодатель оставил его вместе с командой самостоятельно искать заказы. На четвертый год работы выручка его собственной компании составила 30 млн рублей, на шестой год — 40 млн рублей.
Валентин Ткачук работал директором по проектированию в крупной строительной компании. И в 2012 году его работодатель отказался от уже начатого проекта, посоветовав ему вместе с командой самостоятельно искать заказы. Ткачук ушел с двумя проектировщиками и основал собственную фирму — ООО "Планета Генплан".
Кубометры и заказы
Первыми заказчиками стали архитектурные мастерские, стартового капитала у компании почти не было, и офис для работников получилось снять только после выполнения первых работ.
"Я окончил судостроительный университет, был приходящим экспертом госэкспертизы, поэтому на рынке было много знакомых, что помогло найти заказы, — вспоминает Ткачук. — Вначале у нас было всего два компьютера, двое коллег работали, а я больше был "в бегах" в поисках заказчиков".
Постепенно заказчики становились крупнее, сейчас в компании 15 сотрудников, а ее годовая выручка — 40 млн рублей. Компания проектирует автодороги, инженерные сети и др. Валентин Ткачук рассказывает, что сейчас в штате девелоперов редко бывают квалифицированные проектировщики и такие работы чаще всего отдают на аутсорсинг.
"Одна из проблем рынка — часто проектировщики ставят отметки на десятки сантиметров выше рельефа, не задумываясь, что потом, в процессе строительства, будут значительные излишки грунта. Девелопер, получая одобренный в правительстве проект, начинает по нему работать и получает лишние затраты, — говорит Ткачук. — В одном проекте мы выяснили, что вместо 1 млн м3 грунта застройщику нужно вывезти 300 тыс. м3, 70% экономии".
Падения и демпинг
По словам предпринимателя, самое сложное в этом бизнесе — участие в государственных тендерах и поиск сотрудников. "Студентов, например, обучаешь, а их переманивают, — говорит он. — А с наймом профессионалов за большие деньги у меня есть и позитивный, и негативный опыт. Потому что важна не только квалификация, но и атмосфера в коллективе, и умение общаться с заказчиками".
По данным "ГеоИнфо", в России почти 50 тыс. компаний, которые занимаются проектно–изыскательскими работами, в основном это микробизнесы. По оценке "Деловой России", у 60% участников рынка в последние годы снижается рентабельность.
Самыми большими проблемами отрасли предприниматели назвали демпинг, трудный доступ к госзакупкам и "произвол" заказчиков. При этом госзакупки приносят большинству игроков рынка до четверти выручки.