Иван Иванов (27 лет) делает молочные продукты без лактозы — веганские товары осваиваются на полках сетевых магазинов.
Иван Иванов — веган. Когда он в 2014 году переехал из Томска в Петербург, сразу занялся поиском соевого молока в местных магазинах. Обнаружил только дорогую импортную продукцию. Тогда Иван решил приготовить напиток на собственной кухне, а потом, вдохновленный успехом, запустил небольшое производство. Но вскоре молодой человек получил должность следователя, приостановил выпуск молока и вновь вернулся к этому делу только в конце 2016 года. Он оставил работу в правоохранительных органах и вложил 400 тыс. рублей в покупку оборудования (варочные котлы, дозаторы для розлива и прочее) и сырья, аренду и ремонт помещения. Запуск производства занял 2 месяца.
Сейчас компания Primal Soymilk ежемесячно производит до 5 т соевого молока, которое продается в 35 российских магазинах, в том числе "Джаганнат", Veganika, Ecofamily, В12. Предприниматель не намерен ограничиваться экомагазинами. Он рассчитывает сотрудничать с сетевыми ретейлерами, которые, с его точки зрения, как раз начинают уделять особое внимание веганской продукции. Сейчас компания выходит на точку окупаемости — ежемесячная выручка достигает 300 тыс. рублей. Рентабельность предприятия составляет 10–15%.
Карамель и кокос
Производство, которое размещается на 70 м2 на Лиговском пр., частично автоматизировано. В штате Primal Soymilk работают пять операторов оборудования, дизайнер и бухгалтер — на аутсорсинге.
Компания производит восемь видов соевого молока с различными вкусами: самые популярные — карамель и кокос. В качестве сырья предприниматель в основном использует соевые бобы, которые в процессе производства молока необходимо замочить в воде, измельчить, отжать и стерилизовать. Иван закупает бобы мелким оптом в Краснодарском крае, в среднем объем партии составляет 250 кг.
Сейчас бизнесмен запускает еще производство соевого творога с фруктовыми наполнителями, а также прорабатывает рецептуру безлактозного сыра на основе ореха кешью. "За счет новой продукции мы рассчитываем увеличить объем производства и продаж как минимум вдвое", — планирует Иван.
Овсянка — это молоко
Помимо Primal Soymilk в Петербурге работает еще одно производство, которое выпускает соевые продукты под брендом "Соймик". Кроме того, в местных экомагазинах встречается растительное молоко московской компании VolkoMolko и ряда иностранных брендов из Швеции, Финляндии, Бельгии и других стран, в том числе Alpro от Danone. Импортное растительное молоко широкодоступно: продается в сетях X5 Retail Group и в "Азбуке вкуса".
"Местным производителям соевого молока непросто конкурировать с крупными зарубежными компаниями, у которых ассортимент гораздо шире, и они давно представлены в сетевых магазинах", — отмечает Анна Зайцева, директор магазина Veganika.
По словам участников рынка, в России ежегодно увеличивается число производителей растительного молока, причем выпуском этого продукта интересуются уже и очень крупные компании. Так, например, агрохолдинг "Сады Придонья" начал делать овсяное молоко.
По данным Минсельхоза, в 2017 году потребление молочной продукции в России составило 233,4 кг на человека. Согласно данным Nielsen, доля соевого напитка составляет менее 1% на молочном рынке РФ, но зато в 2017 году продажи этого товара выросли на 50%. Если же говорить про емкость петербургского рынка веганской продукции, она может достигать 80–100 млн рублей в год.