Алексей Костогрыз (31 год) и Вадим Пранов (36 лет), совладельцы компании "МагнаПак", одними из первых привезли в Россию американскую чудо–пленку для упаковки грузов. Из–за санкций и скачков курса друзья в итоге сами стали производить такую пленку. Оборот фирмы в 2017 году составил 52 млн рублей.
Со своим будущим партнером по бизнесу Вадимом Прановым Алексей Костогрыз познакомился в компании "Силовые машины": оба работали по профессии, инженерами. "Вадим вычитал в Forbes историю об американском предпринимателе, который запустил франшизу по промышленной упаковке разных грузов специальной термоусадочной пленкой, и предложил попробовать сделать то же самое в России", — вспоминает Алексей. Пленка защищала от воздействия внешней среды и выдерживала нагрузку 90 кг.
Взяв в кредит 1,5 млн рублей, приятели заказали в Америке контейнер пленки, подсмотрели в Интернете сферы ее применения и начали обзванивать потенциальных клиентов. Идею из Forbes решили изменить: франшизу не запускать, искать клиентов и самостоятельно выполнять их заказы на упаковку.
"Контейнер шел 1,5 месяца, и за это время нам нужно было найти заказчиков. Офиса не было: мы звонили из дома", — говорит Алексей. Так в 2011 году появилась компания "МагнаПак". Холодные звонки до сих пор приносят компании 95% всех клиентов, остальные 5% дают сарафанное радио и Интернет.
Предприниматели начали с владельцев яхт–клубов: пленка помогает хранить яхты и лодки зимой — удобно и дешево. "Легче всего было убедить этих клиентов, — поясняет Алексей. — Так мы стали партнерами клубов, у которых появилась новая услуга: хранение лодок". Кредит, взятый в банке в качестве стартового капитала, удалось отдать через год.
Трамвай заверните
Сейчас "МагнаПак" защищает прочной пленкой не только яхты и лодки, но и более серьезные объекты: трансформаторные подстанции, строящиеся нефтехранилища, памятники, станки, трамваи. "У нас что ни объект, всегда что–то новое и необычное", — смеется Алексей. За время существования компания упаковала более 6 тыс. самых разных вещей.
Сначала Вадим и Алексей работали и на себя, и по найму, на "Силовые машины": оборот в первый год работы составил не больше 1,3 млн рублей. В полную силу предприятие заработало с 2013 года: молодые люди расстались с общим работодателем и принялись за свое дело основательно. В 2013 году оборот составил уже 4,5 млн рублей. Однако офис у компании появился только в 2014 году — тогда же, когда друзья наняли трех первых сотрудников.
"До этого приходилось актерствовать: сначала звонишь клиенту как коммерческий директор, а потом надеваешь кепку, робу и приезжаешь сам упаковывать", — вспоминает Алексей. Сейчас над проектом работают 17 человек. Молодые люди сначала делегировали отгрузку пленки, потом сам процесс упаковки и только потом продажи. Впрочем, на ключевые переговоры Алексей и Вадим ездят сами.
Бегом от американцев
Существенный рост оборота, с 22 млн до 37 млн рублей, произошел в 2016 году. "Мы ушли от американской пленки и стали работать с собственной пленкой", — объясняет Алексей. На разработку рецептуры продукции с аналогичными характеристиками ушло 3 месяца. Теперь предприниматели размещают заказ на стороннем производстве в Петербурге, а "МагнаПак" в собственном цеху спаивает полученное сырье в большие полотна — для удобства работы.
Упаковка в пленку сейчас приносит компании только 25%, остальные 75% приходятся на поставку пленки и оборудования для работы с ней. Компания сама обучает клиентов упаковывать продукцию. "Это рентабельнее и для нас, и для клиентов", — поясняет Алексей. Если средний чек упаковки, например, яхты длиной 7–10 м составляет 25 тыс. рублей, то средний чек за набор инструментов для упаковки и самой пленки — уже 200 тыс. рублей.
По словам Алексея, у "МагнаПак" 300 постоянных клиентов. Среди них — "Газпром электрогаз" и Великолукский завод "Tранснефтемаш". "МагнаПак" работает в России и Белоруссии.
Как рассказывает Алексей, термоусадочной пленкой американцы пользуются больше 30 лет, в России она появилась около 5 лет назад, многие до сих пор не знают о ее существовании. В РФ семь компаний оказывают услуги по упаковке в прочную термоусадочную пленку, две из этих компаний занимаются и ее производством. Американский товар с рынка ушел: его заменила финская пленка. Объем рынка оценивается в 200 млн рублей минимум.
"Цифра близка к правде: это направление только развивается, потенциал роста большой, — говорит гендиректор "Стройбизнесресурса" Михаил Смолянинов. — Российский рынок консервативен: хотя пленка удобнее, быстрее и надежнее прочих материалов, ее еще надо внедрить, а у нас не любят что–то новое. Впрочем, потенциальные клиенты стали обращаться с большим интересом: сарафанное радио уже сделало свое дело".