Впервые за последние 5 лет горожане и гости Петербурга этим летом могут остаться без сетевого велопроката. Компания "Велогород" — оператор синих велосипедов и станций — не уверена, что запустит сервис в этом году. А китайский велопрокат Mobike, который анонсировал выход на петербургский рынок на весну, похоже, появится в городе только осенью. Смольный ищет других иностранных операторов.
Место для бренда
"Велогород" работает в Петербурге с 2014 года. Первый год прокат финансировал Банк Москвы. А затем 3 года "Велогород" получал субсидию из бюджета города — всего 107 млн рублей. Лимиты субсидии за 3 года были почти в 2 раза выше — 208,6 млн рублей, но компания не смогла подтвердить свои затраты в таком объеме.
Читайте также:
Деловая среда
Сможет ли велопрокат прижиться в Петербурге
Сегодня ООО "Велогород" ищет финансового партнера — компания предлагает брендировать свои велосипеды и станции. Размещение логотипов на станциях, установленных в городе, в компании оценили в 22,75 млн в год (размещение только в сезон — в 15,48 млн рублей), право брендировать велосипеды — в 12,3 млн рублей, размещение логотипов на станциях и велосипедах в Петергофе — в 4–5 млн рублей. По словам генерального директора ООО "Велогород" Виталия Блаженова, переговоры о партнерстве ведутся с платежной системой "Мир" и одним из сервисов "Яндекса", но окончательных договоренностей с компаниями нет. В "Яндексе" и "Мире" вчера не прокомментировали переговоры.
О том, что "Велогород" готов размещать рекламу на станциях и велосипедах, в компании говорили и в прошлом году. Но сделано этого не было. В этом году от поиска партнера, похоже, зависит запуск сети.
"Мы не уверены, что в этом году получим субсидию. А с рекламным партнером мы смогли бы развиваться сами. Но если не получится ни то ни другое, то я не исключаю, что в этом году мы вообще не запустимся, — говорит Виталий Блаженов. — Мы уже демонтировали 10 станций в Петергофе, где они не пользовались большой популярностью. И если запуска не будет, то просто демонтируем все оставшиеся станции. Но здесь все зависит от городских властей".
Деньги есть
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который отвечает за распределение субсидии, заверил "ДП", что ведет переговоры с "Велогородом" о запуске до конца весны. "Но мы не можем точно сказать, состоится ли он, компания же коммерческая", — отметили в пресс–службе комитета. В этом году максимальная субсидия на велопрокат составит 30 млн рублей, уточнили в КРТИ.
Субсидия распределяется по конкурсу, но в предыдущие годы в нем участвовал только "Велогород". Причем по правилам распределения субсидий финансовая помощь может быть поделена между тремя компаниями. В 2016 и 2017 годах Смольный был недоволен работой "Велогорода" из–за сбоев в системе, но конкурентов у сервиса все равно не было.
"Классический сетевой велопрокат со станциями во всем мире не прибыльный. Поэтому и в Петербурге предусмотрена субсидия для его поддержки, — говорит советник по велотранспорту вице–губернатора Игоря Албина Дарья Табачникова. — Но иностранные операторы велопрокатов не выходят на наш рынок, поскольку субсидия выплачивается уже после понесенных затрат. Это рискованно. Более комфортно для них было бы, если бы с ними заключался контракт и затраты авансировались. Сейчас мы прорабатываем эту схему, чтобы новые операторы смогли выйти в Петербурге уже этим летом".
Ранее интерес к Петербургу проявляли классические иностранные сервисы велопрокатов Nextbike, Social Bicycles и Smoove. В этом году работать в Петербурге планирует крупнейший мировой сервис велопроката — китайский Mobike. Компания, по данным "ДП", планировала запуск весной, но теперь, как отмечают в КРТИ, скорее всего, отложит его на осень. По словам Дарьи Табачниковой, Mobike также ищет финансового партнера для выхода на петербургский рынок.
В Mobike не комментируют свой возможный запуск в Петербурге. При этом генеральный менеджер компании по РФ и СНГ Станислав Иванов отмечает: "Ни для одного рынка нельзя исключать вероятность сценария развития сервиса Mobike в партнерстве с местными компаниями или органами власти".