22:3313 апреля 201822:33
415просмотров
22:3313 апреля 2018
Выставка Роберта Фалька в K Gallery на удивление небольшая. Последнее время здесь делают проекты музейного формата, один другого ярче: ретроспективы Константина Сомова, Сергея Судейкина или Александра Арефьева и художников, принадлежавших к Ордену нищенствующих живописцев. Фальк показан камерно, выставлены его работы из частных собраний, музеи на этот раз не задействованы. Это, конечно, не изъян. Фальк не обижен вниманием публики. Его работы не прячут в запасниках, лет десять назад был выпущен солидный каталог его произведений.
Цены на Фалька за последнее время взлетели до космических высот. Так что выставка из нескольких залов вполне уместна, тем более что на ней есть вещи редкие, в основном 1920–1940–х годов. Живописи времен "Бубнового валета" мы здесь не увидим, но этот период биографии художника, к счастью, известен достаточно хорошо. Ученик Константина Юона и Ильи Машкова, он стоял у истоков одной из наиболее интересных русских авангардистских групп. И позднее в его манере узнавался почерк "бубнововалетцев".
Чрезвычайно интересны выставленные в K Gallery холсты парижского периода. В 1928–м Фальк отправился в столицу модернизма — "с целью приобщения к классическому наследию", как пояснил он в анкете, заполненной перед поездкой. Вместо Лувра он зачастил на Монпарнас, стал одним из героев парижской художественной жизни межвоенного периода, знал многих классиков модернизма и прикипел душой к Парижу, как Хаим Сутин, Иван Пуни и другие его соотечественники. Его портреты городских персонажей и зарисовки парижских задворок трогательны и тонки.
Сложнообъяснимым кажется его возвращение в Москву, причем не когда–нибудь, а в 1937–м. Фальк знал, что происходит на родине, но это его не остановило. О ностальгии по дому, которая была, пожалуй, главной причиной возвращения, рассказывает портрет хозяина ресторанчика — донского казака, осевшего в Париже после Гражданской войны. Есть на выставке и вещи периода сотрудничества с Еврейским театром, и работы, созданные в эвакуации, в том числе малоизвестные. Остается только гадать, как Фальку удалось выжить. Другой "русский парижанин" Илья Эренбург объяснил бы это просто случаем. Счастливым случаем.
Читайте также:
Выставки
Четыре куратора в поисках художника