Рост рынка интернет-торговли сейчас происходит во многом за счет небольших игроков, часто продающих свои товары через социальные сети и сайты частных объявлений. Это новое направление для развития бизнеса транспортных логистических компаний, поскольку самостоятельно осуществлять доставку для небольших игроков невыгодно.
Ретейл в Интернете стремительно развивается. Ежегодно сегмент e-commerce пополняется тысячами новых игроков: начинающими бизнесменами, представителями среднего и малого бизнеса, а также простыми "умельцами", которые продают свои товары через сайты частных объявлений или социальные сети.
По данным компании Data Insight, наиболее часто через Сеть приобретаются предметы DIY, одежда, электроника и техника. При этом рынок продолжит расти, уверены эксперты. По их прогнозам, к 2020 году совокупный объем интернет-торговли в России превысит 2 трлн рублей. И, если судить по динамике рынка, этот прогноз имеет все шансы оправдаться. К примеру, если в 2016 году от интернет-магазинов и MLM-компаний покупателям было доставлено 230 млн посылок, в 2017 году, по оценкам аналитиков, этот объем вырос до 270 млн посылок.
Быстро, еще быстрее
Основной вопрос, который неизбежно встает перед предпринимателями, — как доставить товар до покупателя: своими силами или с привлечением стороннего перевозчика? Еще 2-3 года назад предприниматели предпочитали купить несколько машин, нанять водителей и развозить грузы самостоятельно. Но такое решение вопроса, как утверждают эксперты, наиболее затратное. Все дело в скрытых издержках, говорит директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК "Деловые Линии" (26% рынка сборных грузов, по статистике Infranews) Александр Лашкевич: "Приобретая транспортные средства в собственность, предприниматели оценивают расходы на содержание автопарка, где основные статьи расходов — это ГСМ, зарплата водителей, ремонт и обслуживание транспортных средств. Однако это далеко не полный перечень затрат. Простой машин в ожидании заявки, необоснованный простой на погрузке и выгрузке, дополнительные налоги и сборы в виде оплаты проезда по федеральным трассам, введение утилизационного сбора, регулярное увеличение акцизов на топливо — вот неполный перечень задач, которые должен решать руководитель транспортного предприятия".
"В подавляющем большинстве случаев среднему и малому бизнесу выгоднее пользоваться услугами сторонних логистов, — говорит Юлия Кислова, директор агентства "Маркет Гайд". — Нет скрытых затрат, оплачиваются только фактические поездки, есть опция выбора времени доставки для клиентов, страховка грузов и прочие опции".
Помимо того что передача функций доставки на аутсорсинг профессионалам позволяет сэкономить по сравнению с содержанием собственной транспортной службы, это решение существенно "ускоряет" бизнес и разгружает менеджмент компании, который может сконцентрироваться на основной деятельности. Это также значительно повышает надежность поставок продукции клиентам.
Рынок не спит
В соответствии с запросами рынка, сегодня крупнейшие транспортно-логистические операторы предлагают целый спектр удобных опций именно для небольших и средних предпринимателей. Это и возможности API (покупатель видит стоимость доставки прямо на сайте продавца), и онлайн-трекеры для отслеживания маршрута заказа, и удобная страховка партии груза. Некоторые игроки рынка предлагают и персонального менеджера каждому клиенту для оперативного решения всех вопросов.
Подобные услуги малый и средний бизнес в собственной логистике практически не использует: слишком накладно и слишком сложно, требует использования современных информационных технологий. Например, даже такая понятная опция, как доставка "от двери до двери", в том случае, когда по городу — десятки адресов развозки, у крупных перевозчиков идет через составление оптимального маршрута с помощью специального программного обеспечения.
Помимо технологической "начинки" предложения конкретного перевозчика, нельзя забывать о том, что доставка — это физическая услуга. Поэтому важно оценить географический охват той или иной логистической компании: не всегда региональный оператор может по адекватной цене осуществить доставку за пределы того или иного федерального округа, если продавец собирается работать не только на местном рынке.
Сегодня глобальный тренд — увеличение спроса на комплексную услугу перевозки, а не просто на перемещение товара из точки А в точку Б. Соответственно, доля аутсорсинга на рынке перевозок, включая небольшие отправки, продолжит расти.
К слову, ознакомиться с последними новинками рынка логистики и отраслевыми решениями от крупнейших участников рынка можно на выставке TransRussia, которая проходит с 17 по 19 апреля в Москве в МВЦ "Крокус Экспо". А для тех, кто хочет узнать и про будущее логистики, в рамках экспозиции запланирована деловая часть с экспертами отрасли, на которой будет затронуто множество как сугубо профессиональных, так и практических вопросов, актуальных для конечных потребителей услуги перевозки.