Гибель предпринимателя в СИЗО, где его не должно было быть

 

Потрясением недели стала история владельца петербургской компании "НовИТ ПРО" Валерия Пшеничного, обвиненного в январе этого года в крупном мошенничестве с гособоронзаказом и найденного спустя 2 недели после помещения в СИЗО в камере повешенным. Расследование странной смерти предпринимателя, которое провела "Новая газета" с привлечением специалистов бюро судебно–медицинской экспертизы, стало поводом для служебной проверки главком Федеральной службы исполнения наказаний того, действительно ли бизнесмена пытали и убили в СИЗО. Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов заявил, что тоже будет разбираться в этой "дичайшей" истории. И выразил сожаление, что Пшеничный не обратился к нему, пока был жив, чтобы "как минимум предать дело огласке, которая исключила бы такой ужасный конец".
Накануне президентских выборов было сказано много правильных слов о защите предпринимателей от произвола тех, кто, пользуясь своей властью, хотел бы, как говорится, отжать бизнес. Внесены изменения в ст. 108 УПК РФ, по которой бизнесмены, обвиняемые в преступлении в сфере предпринимательства, не должны содержаться в СИЗО до суда. Верховный суд дал разъяснения по этому поводу, а также по поводу того, что такое предпринимательская деятельность, выпустив что–то вроде памятки для тех, кто вершит людские судьбы.
Мало того, Конституционный суд в 2014 году признал частично неконституционной специальную ст. 159.4 УК РФ (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности), а сегодня именно на нее, по статистике центра общественных процедур "Бизнес против коррупции", приходится 80% дел в сфере предпринимательства, потому что, как говорят юристы, она универсальная, под нее при желании можно подвести почти любую экономическую деятельность.
Да что там юристы. Даже президент накануне выборов не поленился и в который раз за время своего руководства страной пообещал защитить предпринимателей от проверяющих и силовиков, среди прочего отметив, что бизнесмены не должны заключаться под стражу на время следствия.
И вот ведь — в СИЗО погибает предприниматель, которого, судя по всему, даже по словам гаранта Конституции, не должно было там быть. Лишится ли кто–то после этого своих высоких должностей и окажется ли эта история последней из серии "дичайших" — скорее всего, нет. А это значит, что в разговоре о пресловутых сигналах обществу зеленым власть семафорит не тем и не туда. Для власти, которая делает страну изгоем в мире и которой из–за этого теперь не на кого положиться, кроме как на предпринимателей внутри страны, эта ошибка в подачей сигналов может дорого стоить.