Недвижимость запрещенной секты "Свидетели Иеговы" в Петербурге и Солнечном стоимостью 1,5 млрд рублей достанется Медицинскому исследовательскому центру им. В. А. Алмазова, специализирующемуся на кардиологии.
Год назад, в апреле 2017 года, в России ликвидировали секту "Свидетели Иеговы", признав эту религиозную организацию экстремистской. Все ее имущество постановили изъять и передать в федеральную собственность. "Деловой Петербург" выяснил, что в Петербурге самые ликвидные активы "свидетелей" достались Медицинскому исследовательскому центру им. Алмазова, который специализируется на кардиологии и кардиохирургии. Ему уже передали "Зал конгрессов" на Коломяжском пр., кроме того, центр претендует на самый большой и дорогой актив иеговистов — землю в Курортном районе, недалеко от Финского залива.
Студенты вместо сектантов
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" (федеральный центр, подконтрольный Минздраву) с 1 сентября 2018 года начнет давать студентам базовое медицинское образование по специальности "Лечебное дело". В этом году обучение начнут 100 студентов, рассказали "ДП" в Центре. Ранее в НМИЦ были программы ординатуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования.
Таким образом, Центр Алмазова станет первым научно–исследовательским центром в России, который начнет давать высшее образование студентам–медикам. Сейчас получить медицинское образование можно только в вузах. Решение о реализации такого пилотного проекта в июле 2017 года подписал президент Владимир Путин. Для новых функций Центру понадобились дополнительные площади.
Центр Алмазова подал заявку в Росимущество на передачу ему двух самых больших объектов "Свидетелей Иеговы" в Петербурге: здания площадью 6 тыс. м2 с 10 га земли под ним на Коломяжском пр., 21 (бывший "Зал конгрессов"), и загородного комплекса иеговистов в Солнечном, где на участке площадью 7,1 га построено 30 тыс. м2 недвижимости (в том числе 10 тыс. м2 — жилой). Землю на Коломяжском "свидетели" получили от Петербурга в 1990–х годах по инвестиционному договору, а на участке в Солнечном раньше находился ведомственный детский лагерь, который они купили.
"Мы запрашивали весь этот комплекс имущества, и на Коломяжском пр., и в поселке Солнечное, под образовательные цели для создания специалитета на базе ФГБУ. На Коломяжском планируется организовать образовательный процесс, объекты в Солнечном — также использовать для образовательных целей и чтобы удовлетворить потребность в общежитиях и другой инфраструктуре", — поясняет начальник административного управления ФГБУ НМИЦ им. В. А. Алмазова Ирина Бунькова.
Запрос центра пока удовлетворили частично. Учреждению полностью передано имущество на Коломяжском пр.: согласно данным Росреестра, бывший "Зал конгрессов" и земля находятся в оперативном управлении Центра им. Алмазова с ноября 2017 года. С юга этот участок граничит с детским лечебно–реабилитационным комплексом Центра Алмазова, с севера — с участком, где планируется строительство научно–образовательного комплекса.
Для приведения в порядок здания иеговистов на Коломяжском Центр будет использовать собственные средства. "Здание передано в хорошем состоянии. Полностью работают все электросети, водоснабжение и отопление. Для целей медицинского образования оно нуждается в косметическом ремонте, информационно–техническом обеспечении и частичной перепланировке, которые будут проводиться в ближайшее время", — уточнили в Центре им. Алмазова.
В Солнечном Центру пока передали только два объекта: котельную площадью 150 м2 на Средней ул., 6, лит. К, и одну квартиру на Средней ул., 8. Это недвижимость, которая принадлежала непосредственно ликвидированному управленческому центру "Свидетелей Иеговы" в России. До 2010 года все активы в Солнечном принадлежали этой же организации, но затем они были переоформлены на иностранное юрлицо — "Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании". Организация находится за пределами российской юрисдикции, а значит, ликвидировать ее российские власти не могут. Зато в декабре Сестрорецкий районный суд признал недействительным договор дарения между российскими "свидетелями" и пенсильванскими, что позволяет изъять недвижимость. Религиозные деятели пытаются обжаловать это решение в апелляции.
"Если суд оставит в силе решение первой инстанции, то, когда оно вступит в законную силу, мы, вероятно, повторно подадим заявку в Росимущество на недвижимость в Солнечном, — говорит Ирина Бунькова, — но, если нам не передадут этот участок, мы будем использовать для реализации научно–образовательного проекта здание 65 тыс. м2, строительство которого запланировано севернее участка иеговистов на Коломяжском пр.". На прошлой неделе Минздрав подготовил постановление правительства о выделении на строительство этого центра 6,8 млрд рублей.
В целом у Центра Алмазова, судя по всему, нет недостатка в недвижимости (см. карту). Кроме перечисленных комплексов, например, планируется строительство загородного детского оздоровительного центра в Зеленогорске.
Нет у Центра недостатка и во влиятельных покровителях. Попечительский совет возглавляет спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, бывший губернатор Петербурга. Также в него входят президент Сбербанка Герман Греф и президент футбольного клуба "Зенит" Сергей Фурсенко, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев и ректор ИТМО Владимир Васильев. Есть среди попечителей и бизнесмены, например главы фармацевтических компаний Biocad и "Герофарм".
Секта "Свидетели Иеговы" (ранее — "Исследователи Библии") была представлена в Российской империи с 1913 года, но в Советском Союзе была фактически запрещена. "Свидетелей" официально зарегистрировали в 1989 году. Почти за 30 лет существования в современной России организация смогла накопить сотни тысяч метров недвижимости и десятки гектаров земли от Сахалина до Петербурга.
В Северной столице кроме активов, на которые претендует Центр Алмазова, у "свидетелей" был также участок на пр. Черняховского и пять квартир, следует из документов Арбитражного суда. По выпискам Росреестра видно, что в основном квартиры передавались в дар или оставлялись в наследство.
Сейчас некоторые из них уже нашли новых хозяев. Согласно выпискам ЕГРН, одна квартира, например, передана Главному следственному управлению Следственного комитета РФ по Петербургу, а другая — Управлению Росреестра по Ленобласти.
В Росимуществе "ДП" пояснили: все имущество "свидетелей" в первую очередь будут передавать федеральным учреждениям и организациям. "После завершения расчетов с кредиторами оставшееся недвижимое имущество будет в первую очередь предложено территориальным органам федеральных органов государственной власти и федеральным учреждениям для размещения", — рассказали "ДП" в Росимуществе. Если желающих получить площади ФГУПов не найдется, они появятся на торгах.
Однако в Петербурге расчеты с кредиторами еще не произошли. Арбитражный управляющий Сергей Кряжев, которому поручено распределение имущества "Свидетелей Иеговы" по всей России, не смог пояснить "ДП", как идет инвентаризация имущества "свидетелей" и передача его казне РФ. "Я еще никому ничего не передавал. Кто там что кому передает — я не знаю. То имущество, которое мне поручено судом, — тем я и буду заниматься", — говорит он.
Отметим, что активы, перешедшие Центру Алмазова, тоже перечислены в решении суда среди тех, которыми должен заниматься арбитражный управляющий.
"Это, видимо, какая–то путаница. Уточним, разберемся", — говорит Сергей Кряжев.
В начале прошлого года, еще до ликвидации, "Свидетели Иеговы" в России пытались обезопасить свою собственность. Иеговисты получили указание переоформить всю российскую недвижимость на различные европейские и американские организации. Процедура переоформления, например, началась и для имущества на Коломяжском пр. Однако Росреестр затормозил эту и подобные сделки. Иеговисты пытались оспорить эти решения в российских судах, но безуспешно.
Теперь религиозные деятели надеются отстоять имущественные права в Европейском суде по правам человека (см. комментарий представителя европейской организации "Свидетелей Иеговы"), рассмотрение по делу там уже назначено.
В Минюсте пояснили, что уже направили в ЕСПЧ свою позицию с аргументацией законности ликвидации организации.
“
На мой взгляд, взяться за базовое медицинское образование — очень логичный шаг со стороны Центра им. Алмазова, поскольку обучение будущих медиков немыслимо без практики. Западный опыт показывает, что образование и исследования должны идти рука об руку. И такое сотрудничество полезно как для одних, так и для других. Студенты получают опыт исследовательского мышления, исследователи — возможность преемственности и свежий взгляд на область своих изысканий. У Центра им. Алмазова большой исследовательский и наставнический опыт, и я уверен, что его новое предприятие увенчается успехом.
Дмитрий Морозов
генеральный директор BIOCAD
“
Конечно, по Коломяжскому практически нет вариантов для оспаривания, потому что мы проиграли все суды в Российской Федерации и теперь остается только Европейский суд. По Солнечному мы еще будем бороться в апелляционной инстанции в городском суде, там будем отстаивать свою правоту. Но надежд мало. Надежд никаких. Мы ведем оспаривание (признания незаконными договоров дарения имущества российских юрлиц иностранным. — Ред.) и в других регионах России. Но в основном все суды мы проигрываем, потому что виден вектор обвинительного отношения по религиозному признаку. Хотя это не выдерживает никакой критики. Нельзя изымать имущество у иностранной организации, которая никакого отношения к тому юридическому лицу, которое было ликвидировано в России, не имеет. В Европейский суд мы подали жалобу, он уже коммуницировал с нами, уже получен ответ Российской Федерации. Жалоба идет по ускоренному рассмотрению. Обычно ЕСПЧ долго все дела рассматривает, но, видя вопиющее нарушение закона, которое происходит сейчас, решение может быть и быстрее, чем обычно. Европейский суд будет рассматривать весь комплекс нарушений наших прав — и саму ликвидацию, и, как мы считаем, незаконное изъятие имущества, потому что оснований для этого, с нашей точки зрения, нет никаких. Все это создано искусственно, и, как мы видим, идет просто жесткая экспроприация, похожая на то, что было в 1917 году в России, когда забирали и разрушали церкви. Вот сейчас это происходит со "свидетелями". А кто знает, кто следующий будет? Я не знаю каких–то конкретных интересантов, но мне кажется, сейчас идет откат в прошлое: в советское время "Свидетелей Иеговы" преследовали по идеологическим соображениям. Но потом "свидетелям" выдали регистрацию и признали жертвами политических репрессий. И вот сейчас история повторяется. Даже тем, кто нас не очень любит, понятно, что "Свидетели Иеговы" не экстремисты. Это уже перебор.
Ярослав Сивульский
представитель европейской ассоциации "Свидетелей Иеговы"