Морские порты Балтийского бассейна сократили перевалку почти на 5% с начала года на фоне общего роста грузооборота в российских портах. Обороты местных портов падают из–за оттока нефти и нефтепродуктов.
Морские порты Балтийского бассейна сократили перевалку с начала года на 5% на фоне общего роста грузооборота российских портов на 3,4%, превысив отметку 189 млн т. И если по сухим грузам на Балтике фиксируется положительная динамика — прирост на 7,5%, до 24,94 млн т, — то перевалка нефтеналивных грузов, составляющих основную специализацию большей части портов бассейна, продолжает снижаться.
В феврале замминистра транспорта РФ Виктор Олерский отмечал, что по итогам года перевалка в российских портах может вырасти на 5% (в 2017 году грузооборот вырос практически на 9%, до 787 млн т. — Ред.). Среди факторов роста он называл ввод новых объектов. Вместе с тем замминистра указал на дефицит мощностей для перевалки угля, зерна и минеральных удобрений.
Свободный порт
Порт Приморск, для которого наливные грузы — единственная перегружаемая продукция, в январе–марте снизил перевалку на 19%, до 13,336 млн т. Перегрузка непосредственно нефти упала сразу на 28%, до 9,1 млн т. По нефтепродуктам зафиксирован рост на 10%, или на 4,2 млн т, но общую картину это не изменило (см. "Грузооборот в российских портах...").
Но у Приморска появилась перспектива. В середине апреля губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на встрече с премьером Дмитрием Медведевым обсудил возможность присвоения Приморску статуса свободного порта. В настоящее время там реализуется проект строительства универсального перевалочного комплекса, который позволит обрабатывать до 100 млн т грузов в год.
В настоящее время режим порто–франко действует только во Владивостоке. Он предполагает особый льготный режим таможенного, налогового, инвестиционного и смежных регулирований.
К освоению новых мощностей в Приморске проявляют интерес и власти Петербурга: Смольный рассматривает возможность привлечения компании ICA Astaldi (СП турецкой IC Ictas Insaat и итальянской Astaldi. — Ред.) к проекту переноса портовых мощностей из Петербурга, но конкретных договоренностей (сроков, стоимости) пока нет.
Порт Усть–Луга — конечная точка второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС–2) — за первые 3 месяца 2018 года снизил общую перевалку на 1%, до 24,237 млн т, а снижение грузооборота наливных грузов, формирующих более 60% всего объема, составило 4% (15,604 млн т).
На треть выросла перевалка СПГ, до 615 тыс. т, и в этом направлении у порта хорошие шансы на рост в будущем: в начале прошлого года "Газпром" и Shell подписали договор о выполнении совместного технико–экономического исследования по давно обсуждаемому проекту "Балтийский СПГ" в Усть–Луге. Завод мощностью 10–15 млн т СПГ в год планируется ввести в 2022–2023 годах, однако актуального точного срока пока нет.
Снижение грузопотока продемонстрировал и другой порт, львиную долю в перевалке которого занимают наливные грузы, — Высоцк. По итогам I квартала 2018 года там обработано около 3 млн т нефтепродуктов, что на 2% меньше показателя аналогичного периода 2017–го.
Как и в случае с Усть–Лугой, в Высоцке есть перспективы увеличения перевалки за счет СПГ. Проект ООО "Криогаз–Высоцк" (совладельцы — "Новатэк" и "дочка" Газпромбанка "Криогаз") предполагает строительство терминала по производству и перегрузке СПГ, включая сооружение газопровода–отвода от магистрального газопровода Петербург — Выборг — госграница. Первая очередь проекта представляет собой сооружение двух линий по 330 тыс. т. Кроме того, в 2018 году ожидается решение по второй очереди мощностью 600–800 тыс. т.
Лидеры
Три других балтийских порта — Санкт–Петербург, Выборг и Калининград — показали рост по итогам 3 месяцев. Так, в порту Петербурга было обработано 13,834 млн т грузов, что на 10% превысило прошлогодний показатель. Сходный рост в общем объеме — 11% — показали нефтепродукты (около 2 млн т). Перевалка минеральных удобрений снизилась на 5%.
Около половины объема перевалки в порту Северной столицы по традиции занимают контейнерные грузы: в I квартале 2018 года рост составил 11%.
В калининградском порту перевалка выросла на 13%, до 3,561 млн т. Наливные грузы показали рост сразу на 32%, до 937,1 тыс. т, причем основной рост произошел за счет нефтепродуктов (плюс 62%, до 616 тыс. т). Перевалка нефти между тем снизилась на 19%, до 134 тыс. т. Высокая положительная динамика в калининградском порту зафиксирована и по насыпным грузам — 27%, до 1 млн т. Около 375 тыс. т из них (плюс 59%) составило зерно.
Наименее мощный из всех портов Балтики — Выборг — в январе–марте обработал 281 тыс. т грузов (плюс 12%). Основные продукты перевалки — уголь (136 тыс. т) и минеральные удобрения (103 тыс. т).
“
С момента ввода в эксплуатацию, состоявшегося в 2015 году, портовым комплексом "Смарт Балк Терминал" (в Усть–Луге. — Ред.) обработано более 400 судов общим тоннажем 4 млн т удобрений. "ФосАгро" наращивает мощности и привлекает новые портовые мощности, и в 2018 году список терминалов, переваливающих грузы компании, был пополнен новыми: "Бронка", "Выборг" и "Петролеспорт" (в порту Петербурга. — Ред.). Мы осуществляем постоянный мониторинг имеющихся и вновь строящихся портовых мощностей, анализируем возможности увеличения терминальных мощностей.
Сергей Пронин
заместитель генерального директора по продажам и маркетингу "ФосАгро"
“
Статус свободного порта у нас в стране — это механизм предоставления определенных льгот инвесторам. Если Приморску будет предоставлен такой статус, то, по всей видимости, резиденты этого порта получат налоговые льготы, и окупаемость должна стать лучше. Насколько я понимаю, каких–то таможенных поблажек статус свободного порта не дает. Вероятно, инвесторы проекта в Приморске на начальном этапе его реализации проинициировали обращение губернатора (к премьер–министру о присвоении порту нового статуса. — Ред.), хотя это может быть идея и самого Александра Дрозденко, без консультаций с участниками проекта.
Александр Головизнин
директор по направлению "Логистика и аналитика" компании "Морстройтехнология"