Игорь Ротенберг продал TPS Real Estate сестре за неделю до введения США новых санкций

Автор фото: Николай Галкин/ТАСС
Игорь Ротенберг

 

Миллиардер Игорь Ротенберг перестал быть акционером девелоперской компании TPS Real Estate за неделю до того, как Минфин США 6 апреля включил его в санкционный список, рассказал РБК 24 апреля представитель компании.
Он отметил, что сделка была заключена 29 марта, однако ее сумму и другие подробности раскрывать отказался. Доля перешла к сестре бизнесмена Лилии Ротенберг, рассказал изданию источник в компании. Как следует из кипрского реестра, в марте 2018 года сменился владелец у компании Roseport Overseas Ltd, которая владеет 33,33% TPS Real Estate, — им стала гонконгская Sky Harbour Industries Limited.
Управляющий партнер Capital Global Patners Светлана Кара подсчитала, что все проекты TPS стоят около $3 млрд. Таким образом, треть компании может стоить около $1 млрд.
"Сфера недвижимости в настоящий момент является непрофильной для меня. Я хотел бы направить большую часть своих усилий на проекты, связанные с разработкой опережающих технологических решений, таких как комплексные интеллектуальные транспортные системы, системы спутниковой навигации, радиочастотной идентификации и другие телематические системы", — прокомментировал изданию сделку Игорь Ротенберг через своего представителя.
Любопытно, что долю в TPS Real Estate Игорь Ротенберг купил в 2014 году у своего отца Аркадия Ротенберга (занимает 2-е место в Рейтинге миллиардеров ДП с оценочным состоянием 294 млрд рублей), попавшего под санкции после присоединения Россией Крыма.
TPS Real Estate — главная компания "ТПС Недвижимости", которая строит и эксплуатирует ТРЦ в Москве, Сочи, Краснодаре, Новосибирске и Киеве. В 2016 году "ТПС Недвижимость" получила выручку 2,29 млрд рублей, чистый убыток — 30,4 млн рублей (данные за 2017 год компания еще не раскрывала). Компания занимает 19-ю строчку в рейтинге рантье 2018 по версии Forbes, издание оценивает ее доход от аренды в $130 млн. Компанию контролирует траст Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, давних партнеров Аркадия Ротенберга, отца Игоря и Лилии.
Игорь Ротенберг занимает 95-е место в рейтинге Forbes "200 богатейших бизнесменов России — 2018" с состоянием $1,1 млрд. Он владеет 50% "РТ-Инвест Транспортные системы" — оператора системы сбора платы с грузовых автомобилей "Платон", 78,7% нефтесервисной компании "Газпром бурение" и 78,7% подрядчика "ТЭК Мосэнерго".
Минфин США объяснял включение Игоря Ротенберга в список SDN, опубликованный 6 апреля, его сделками с отцом. Включение в список означает заморозку всех активов и запрет на любой бизнес с его участниками для американских граждан, включая любые операции с долговыми и долевыми инструментами. Сделки с участниками списка грозят попаданием под "вторичные санкции" США.
Новые санкции, в частности, серьезно ударили по Олегу Дерипаске и его компании "Русал". Компания объявила, что вынуждена сократить экспорт алюминия примерно на 20% в течение месяца. Кроме того, стало известно, что, опасаясь вторичных санкций, с ней разрывают отношения контрагенты, в частности логистические компании Maersk и "Трансконтейнер". В конце прошлой недели источники Интерфакса рассказали, что Дерипаска предупредил сотрудников Братского и Иркутского алюминиевых заводов о готовящихся сокращениях штата на 10-15%. Дела "Русала" начали налаживаться только 23 апреля, когда Минфин объявил о готовности снять с компании санкции в случае продажи Дерипаской его доли. Утром 24 апреля ценные бумаги компании поднимались в цене на 36,84% по сравнению с уровнем предыдущего закрытия, до 2,08 гонконгского доллара.
Что касается Лилии Ротенберг, то в феврале 2017 года источники телеканала "Дождь" сообщали, что она создала в Берлине компанию Vitalis-medical для лечения в Германии семьи, знакомых и сотрудников отца. Представитель Ротенберга тогда не отрицал, что у нее есть этот проект, но отмечал, что сейчас Лилия им не занимается и живет в России.