Поручик Ржевский, несомненно, был нарциссом. По крайней мере он бы получил такое определение от ученых из Университета Огайо, занявшихся разрешением насущной проблемы: выяснением того, какой тип личности более склонен к поискам партнера среди тех, кто этого партнера уже имеет. Проще говоря, у кого вид кольца на пальце или штампа в паспорте вызывает непреодолимое желание заполучить именно этих мужчину или женщину.
Для эксперимента отобрали 250 студентов факультета психологии. Юноши и девушки сначала ответили на вопросы особой анкеты, призванной выявлять нарциссические склонности. Такая пригодилась бы и в обычной жизни, однако обычно нарциссы видны издалека.
Достаточно на первом свидании посадить человека напротив зеркала — и не надо тратить время на вопросы.
Однако научный подход требует тщательности. На втором этапе, уже будучи разделенными на две группы, участники заполнили анкету, собирающую данные об их личной жизни и сексуальных предпочтениях.
В третьей части исследования студентам показывали фотографию потенциального партнера, при этом меняя информацию о романтическом статусе человека. Выяснилось, что независимо от склонности к нарциссизму нас больше интересуют те, кто уже, по полученной нами информации, имеет партнера.
Этот факт легко объясним. Если у человека есть партнер, значит, в нем самом присутствует какая–то привлекательность. Унылые одиночки никого не возбуждают, а красивые одиночки вызывают законное сомнение в их общей адекватности: если они без партнера, значит, с ними что–то не так.
Нарциссов совершенно зря обвиняют в любви к охоте за теми, кто уже находится в отношениях. "Наше исследование выяснило, что люди с нарциссическими склонностями просто чаще идут в ухаживаниях напролом, не обращая внимания на статус желаемого партнера, — объясняют ученые, — для них неважно, одинок человек или же он находится в отношениях".
Конечно, неважно. Для поручика Ржевского тоже не существовало никаких преград.