Иностранные СМИ, похоже, отнеслись к инаугурации Владимира Путина довольно прохладно. Материалы о церемонии в большинстве своем не занимали высоких позиций на главных страницах сайтов изданий, а были задвинуты на обычные новостные полосы. Зарубежные обозреватели сделали акцент на протестных акциях накануне инаугурации и на геополитических ожиданиях, а самой церемонии уделили минимум внимания.
Страх конфликта
Deutsche Welle пишет, что Владимир Путин после инаугурации не изменит прежнего курса — никто уже на мировой арене не ждет от него изменений. Издание приводит слова немецкого политолога Штефана Майстера, который считает, что Россия будет оставаться на мировой арене ключевым политическим игроком, отвлекая граждан от социальных и экономических проблем и одновременно усиливая контроль внутри страны. Все это вкупе приведет к кризису в регионах, но при этом позиция Путина будет все равно крепка в обществе из-за усиливающихся американских санкций, ибо они способны сплотить российское общество и изолировать его от остального мира. К возможному назначению Алексея Кудрина на высокий пост в правительстве эксперт относится со скепсисом, считая, что это "не изменит общего авторитарного курса государства".
Все это вкупе, пишет DW, может привести к усилению конфликтов со странами — соседями России.
Сомнения насчет обещаний
"Если Владимир Путин достигнет целей, которые он поставил перед своим новым шестилетним сроком на посту президента, то Россия в 2024 году будет продвинута в новых технологиях и искусственном интеллекте, многие из ее пресловутых плохих дорог будут улучшены и ее люди будут жить значительно дольше", — пишет американское издание CBS News.
Но при этом журналисты CBS сразу же отмечают, что вряд ли все из вышеперечисленного воплотится в жизнь и что Россию в ближайшие 6 лет ждет период неостагнации. В то же время издание подчеркивает, что Путин обладает действительно высоким доверием россиян, что подтверждается многочисленными социальными опросами.
"Россиянам не столько важно то, что Путин делает, сколько то, что он является воплощением их национальной идентичности […] После присяги в начале церемонии в богато украшенном Большом Кремлевском дворце Путин заявил, что он осознает свою "огромную ответственность", и поклялся защищать "непобедимую целостность родины". "Цель моей жизни и работы всегда служила нашему народу, нашей родине", — сказал он, поблагодарив русский народ за его уверенность в нем", — описывает CBS церемонию.
Так же, как и DW, американское издание отмечает экономические и политические последствия для России, в особенности если страна не сможет увеличить свой производственный сектор и отторгнуть подавляющую зависимость экономики от экспорта природных ресурсов.
Financial Times отмечает, что, несмотря на программное заявление Владимира Путина о том, что он собирается больше сконцентрироваться на внутренних проблемах страны, сомнительно, что президент "сможет воздержаться от дальнейшего конфликта с западными странами".
Не царь
Большую часть публикации CBS посвятило митингам "Он нам не царь" накануне инаугурации президента, которые организовал оппозиционный политик Алексей Навальный. Корреспондент издания отметил жесткость, с которой полиция арестовывала участников акции: "Полиция схватила Навального за руки и за ноги и вывела активиста с Пушкинской площади в Москве, где тысячи людей были собраны для несанкционированного протеста".
Financial Times опубликовала множество материалов о протестных акциях, а инаугурации посвятила лишь небольшую публикацию, в которой также отмечались протестные настроения накануне церемонии.
"В эти выходные на митингах вышло новое поколение протестующих. Возраст подавляющего большинства тех, кто принимал участие в московском протесте, менее 25 лет, и многих из них не пугал риск задержания", — пишет FT.
Поиск сигналов
Крупнейшая немецкая газета Suddeutsche Zeitung сравнила церемонию инаугурации с "коронованием царя".
"На 19-м году своего правления самой большой страной мира Владимир Путин (в возрасте 65 лет), который родился в семье советского бывшего секретного агента в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), достигает полноты своей власти, которая все больше похожа на власть старого царя", — пишет издание.
В самой церемонии, а точнее в гостях, которые на ней присутствуют, газета видит определенные сигналы для Германии и Запада в целом.
Среди приглашенных гостей находился экс-канцер Германии Герхард Шредер, который ныне занимает пост председателя совета директоров "Роснефти". Помимо Шредера, на церемонии был Маттиас Варниг, управляющий компанией Nord Stream, и многие другие важные фигуры, которые задействованы в строительстве "Северного потока — 2". А после окончания церемонии Кремль объявляет о скором визите канцлера Германии Ангелы Меркель.
"Во внешней политике новый срок полномочий Путина грозит стать непростым. С западной точки зрения, его атаки увеличились: Украина, жестокая война в Сирии, вмешательство в выборы в США и Франции, отравление экс-агента Сергея Скрипаля в Великобритании. Путин видит ситуацию наоборот: Запад, возглавляемый США, не уважает интересы России, пытаясь ослабить ее систему. Поэтому он заявляет о праве усилить оборону. Но Путин хочет провести линию разговора с Западом через Германию. Это единственное иностранное государство, которое он знал со времен Дрездена, когда был молодым агентом, и единственное иностранное государство, язык которого он хорошо знает", — пишет SZ.
Газета задается также вопросом, кого видит Путин своим преемником в 2024 году, когда, скорее всего, он сложит свои полномочия. Пока довольно сильных претендентов на его "престол" SZ не видит.
"Ему просто нужно было назначить сильного главу правительства, а затем передать ему власть. Но Путин будет держать на этой должности непопулярного Медведева. Царь остается наедине", — пишет издание.