Грузооборот портов Петербурга и Ленобласти за 4 месяца 2018 года сократился на 2%. Однако отрасль компенсирует потери, наращивая перегрузку контейнеров, металлолома и удобрений.
По итогам первых 4 месяцев 2018 года грузооборот портов Петербурга и Ленобласти сократился на 2%. Крупнейшим по объемам перевалки грузов остается порт Усть–Луга с показателем 32,9 млн тонн, Большой порт Санкт–Петербург занял вторую позицию с грузооборотом 19,3 млн тонн, а Приморский порт, утратив 26% перевалки сырой нефти, опустился на третье место с еще недавнего первого. Многолетнее желание городских властей перевести порт из исторического центра города, которое вновь озвучил в начале апреля вице–губернатор Петербурга Игорь Албин, рынок упорно игнорирует, постоянно повышая спрос на портовые услуги именно в мегаполисе.
Куда утекает нефть
Наибольшую долю грузооборота местных портов занимают наливные грузы. Их объемы в 2018 году сократились на 9%. Самый существенный спад, на 19%, зафиксирован в порту Приморск, специализирующемся на перевалке нефти и нефтепродуктов. В этом году местные порты потеряли около 6,2 млн тонн черного золота. Но сокращение перевалки нефти через порты в России компенсируется поставками сырья "по трубе". В целом по стране грузооборот нефти и нефтепродуктов, по последним данным ФТС, сократился лишь на 1 млн тонн.
Кроме потери грузов для порта Приморск одной из главных проблем стали сложности с законом основного акционера — Зиявудина Магомедова. 10 мая ему было предъявлено официальное обвинение в организации преступного сообщества для хищения бюджетных средств. Возможно, в скором будущем порт сменит владельца. Изменения ожидаются и в другом порту области — Высоцке. В конце апреля власти дали добро компании, подконтрольной бизнесмену из Казахстана Тимуру Кулибаеву, приобрести 50% в угольном терминале "Порт Высоцкий". Стоящий особняком нефтепродуктовый терминал "ЛУКОЙЛа" в Высоцке в 2018 году работает относительно стабильно.
Отрасль компенсирует потери, наращивая перевалку контейнеров. Доминирующим игроком в этом сегменте остается петербургский порт, перегружающий около 97% контейнерных грузов.
Дорогое удовольствие
За январь–апрель все петербургские стивидоры перегрузили 701,8 тыс. TEU, на 12% больше, чем годом ранее. Центром притяжения для контейнеров Петербург становится из–за того, что сам является крупным рынком потребления данного вида грузов, а также благодаря налаженной логистике.
Как рассказал "ДП" руководитель Информационного делового центра Петербурга за рубежом Дмитрий Васильев, потенциально часть контейнеров из Петербурга могла бы перетянуть Усть–Луга. Но это будет возможно при увеличении доли груженых импортных контейнеров, которая стала резко сокращаться с началом кризиса.
Порт в Усть–Луге перегрузил за январь–апрель всего 27,1 тыс. TEU — рост составил 7%. При создании контейнерного терминала планируемые объемы перевалки составляли около 3 млн TEU в год. Но в связи с проблемами инфраструктуры, отсутствием необходимых мощностей по переработке контейнеров, удаленностью от основных центров потребления товаров реальный показатель оказался более скромным.
Областной порт компенсирует нехватку контейнеров ростом перегрузки минеральных удобрений — объемы увеличились на 75%, до 1,2 млн тонн. Диверсифицировать структуру грузооборота порту также поможет новый зерновой терминал. Строительством займется ГК "Новотранс". В планах — создание терминалов по переработке зерна, пищевых продуктов, а также трех причалов для перевалки генеральных и сыпучих грузов. Объем хранения зернового терминала составит 300 тыс. тонн, а пропускная способность — 5–6 млн тонн зерна в год.
Несмотря на привлечение разных видов грузов, преимущество остается за контейнерами. Они являются высокодоходным грузом, за который на сегодня борются фактически все мировые порты. В Петербурге и Ленобласти сохраняется избыток контейнерных мощностей, что дает дополнительную возможность для развития данного направления.