Продавцы речных круизов из Петербурга говорят о росте спроса в этом году на 15–20%. Поездки становятся комфортнее, и новые причалы должны обеспечить приток новых туристов.
Петербургские турфирмы, предлагающие речные круизы из Петербурга, готовятся к новому сезону, который начинается в мае и заканчивается в середине октября.
По данным ФБУ "Администрация "Волго–Балт", ведущего статистику судозаходов, по итогам 2017 года главные речные причалы обслужили 195,7 тыс. пассажиров (как прибывших, так и убывших), а это на 4,7% меньше, чем годом ранее.
Сейчас ситуация восстанавливается, спрос на речные круизы, продажа которых началась еще в 2017 году, вырос на 15–20% по сравнению с прошлым сезоном, говорят в компании "Инфофлот". Такой динамике способствуют и рост интереса к внутреннему туризму, и стабильность на рынке круизов: нет резких скачков цен в связи с ростом или падением курсов валют, нет каких–либо международных неприятностей, нет необходимости получать визу.
"В пик сезона июнь–июль — начало августа наши теплоходы выходят с загрузкой 100%", — говорит Андрей Клопотович, директор туристической фирмы "ИДНИ".
Лояльные туристы
Как правило, рост рынка речных круизов обеспечивают новые клиенты и высокий процент лояльных туристов — около 80%. Игроки рынка единодушны: многие потребители такого вида отдыха приходят снова и пробуют новые маршруты, если остались довольны. "Туристы, которые попробовали такой вид путешествий, превращаются в сторонников данного вида отдыха", — поясняет Юлия Грабарь, директор турфирмы "Финистерра".
В основном речные круизы очень популярны у туристов за 40–50 лет. Это спокойный экскурсионный отдых, средняя стоимость круизов по России — от 3,5–4 тыс. рублей в сутки за человека. В стоимость включено размещение в комфортабельных каютах, трехразовое питание в ресторане, экскурсии по маршруту следования и развлекательная программа на борту.
Например, круизы в Карелию до Кижей и Петрозаводска на 5–6 дней стоят 25 тыс. рублей. В этом году цены на речные круизы выросли не более чем на 5–10%, что приводит к падению спроса.
Комфорт привлекает молодежь
Комфортные условия и программы "все включено" помогли турфирмам омолодить покупателя круиза и привлечь новую аудиторию, констатирует Моника Беляцкая, руководитель отдела продаж "Бон Тур". Все больше программы учитывают современные потребности, в итоге речные круизы приобретают популярность у семей с детьми–подростками.
"Это очень удобный способ путешествовать по России в обстановке комфортабельного плавучего пятизвездочного отеля по системе питания полный пансион", — добавляет Людмила Пучкова, директор отдела развития и коммерции "Круизный Дом МК". В компании "ВодоходЪ" говорят про оживление корпоративного сегмента и видят интерес к речным путешествиям из Петербурга со стороны иностранных гостей: Китая и Финляндии.
Действующие маршруты речных круизов разработаны еще в советское время и почти не изменились. Популярностью пользуются Валаам, Кижи, Соловецкие острова, круизы в Москву. Туристов привлекает даже не сама Москва — стоянка в ней только 6–8 часов, — а города и стоянки по пути, констатирует Андрей Клопотович.
В плане направлений рынок консервативен, признает Александр Вижуткин, коммерческий директор турфирмы "Фортуна", поэтому самый высокий спрос будут иметь стандартные рейсы на 1–2 дня на Валаам и маршруты по Карелии с посещением Кижей. Но технически теплоходы из Петербурга могут добираться еще и до городов Поволжья, Прикамья и Дона, добавляет Юлия Грабарь.
Нужны новые суда
На данный момент по всей России работает около 100 круизных судов, и их количество сокращается: в силу устаревания, технического или морального, с рынка постепенно уходят двух– и трехпалубные теплоходы, не прошедшие переоборудование. Большинство теплоходов, которые ходят из Петербурга, находятся в очень приличном состоянии.
Это касается не только технической части, но и состояния кают. Но проблема в том, что новых судов в России и СССР долгое время не строилось, и большая часть флота, передвигающегося по рекам, построена еще в советское время на верфях ГДР и Чехословакии. "Те суда, которые заявляются как новые, — это реновированные "возрастные" суда. Зачастую реновирование происходит достаточно основательное, когда от старого судна остается только пара болтов и штурвал", — говорит Ирина Лядзинская, директор турфирмы "Кармин Тревел". Поэтому сегодня на реках России практически не осталось судов, не подвергшихся модернизации в последние 5–10 лет. Основные перевозчики на рынке — это компании "ВодоходЪ", "Инфофлот", "Мостурфлот". В городе работают не менее 50 турфирм, которые предлагают речные круизы из Петербурга.
Одна из основных проблем путешествий по рекам — отсутствие должной инфраструктуры в городах по маршруту. "Что греха таить, большинство наших туристов выбирают круиз именно из–за того, чтобы посмотреть города по пути", — констатирует Андрей Клопотович. Сейчас в регионе начинают задумываться над строительством новых причалов, которых очень не хватает. Первый из них — Старая Ладога — обещают ввести в эксплуатацию в этом году.
“
Рынок речных круизов показывает стабильность, невзирая на экономический кризис. После падения курса рубля несколько лет назад цены на круизы остались на прежнем рублевом уровне. Никто не побежал догонять ускользающий доллар. С тех пор цены немного подросли. Но совсем чуть–чуть. Если до падения еще был определенный "жирок", то сейчас цены определяются именно себестоимостью круиза, стоимостью ремонта и обслуживания в зимний период. Цены стремятся устанавливать так, чтобы в пик сезона и на выходные стоимость круиза была выше, а весной, осенью и на неделе — пониже.
Андрей Клопотович
директор туристической фирмы "ИДНИ"
“
Мне кажется, что спрос на летние круизы сейчас выше, чем был в прошлом году. Рейсы в середине апреля уже были выкуплены на 50–100%, наименее популярны рейсы в будние дни до Валаама. Большая часть судов, которые ходят в круизы из Петербурга, находятся в хорошем состоянии. В ближайшие 2 года будут спущены на воду два действительно новых, а не реновированных судна компаниями "Водоход}" и "Мостурфлот", они находятся в стадии строительства, и нам очень хочется надеяться, что это только начало обновления.
Ирина Лядзинская
директор турфирмы "Кармин Тревел"