Старший вице-президент ВТБ Мигель Маркарянц: мы хотим стать банком на каждый день

Автор фото: ВТБ
Мигель Маркарянц, старший вице-президент, руководитель департамента розничной сети ВТБ.

В преддверии ПМЭФ–2018 старший вице–президент, руководитель департамента розничной сети ВТБ Мигель Маркарянц рассказал в интервью "Деловому Петербургу" о том, как развивается сеть банка после присоединения ВТБ24, какие розничные продукты в 2018 году пользуются наибольшим спросом и смогут ли банковские офисы стать полностью дистанционными в ближайшее время.

В этом году состоялось присоединение ВТБ24 к банку ВТБ. Как это сказалось на развитии розничного бизнеса?

— Присоединение ВТБ24 к ВТБ стало одним из крупнейших событий на российском банковском рынке за всю его историю. Были объединены многотысячные коллективы банков со своей продуктовой линейкой, моделями продаж и условиями обслуживания клиентов. Безусловно, к этому мы начали готовиться заранее и весь прошлый год вели подготовительную работу. Создавали единую продуктовую линейку, планировали переход на единую модель продаж во всех отделениях, переводили офисы на единое штатное расписание, унифицировали устройства самообслуживания, выбирали бизнес–лидеров в регионах… Задач было очень много, но к 1 января 2018 года вся работа двух банков была унифицирована. Основная цель нашей команды состояла в том, чтобы клиенты не ощутили никаких неудобств в обслуживании как до присоединения, так и после него. По сути, единственным изменением для них стала смена вывесок на обновленный логотип ВТБ. Таким образом, к началу 2018 года сеть уже работала как единый механизм. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что столь масштабная интеграция прошла успешно, ключевые этапы в рамках объединения банков завершены.
За первые 4 месяца объединенный розничный бизнес улучшил результаты работы по всем основным направлениям. Через отделения банка было выдано на 37% больше кредитов, чем два банка по отдельности выдали в прошлом году. В денежном выражении это более 373,5 млрд рублей. В целом банк выдал кредитов наличными на сумму 210 млрд рублей, ипотечных кредитов — 141,6 млрд, автокредитов — 21,8 млрд. По итогам года общий объем выданных кредитов объединенного ВТБ достигнет 1,3 трлн рублей. Это почти на четверть больше, чем в прошлом году. Портфель привлеченных средств населения по итогам апреля достиг 3,4 трлн рублей, рост с начала года — 9%. В целом в 2018 году мы планировали увеличить портфель привлеченных средств на 21%.

Были ли скорректированы планы по развитию розничной сети ВТБ? Заставит ли объединение по–новому взглянуть на карту офисов?

— Объединение дало новый импульс для переоценки эффективности банковских процессов, продуктов и, конечно, наших точек продаж. Еще до объединения мы оценивали эффективность всех офисов (экс–ВТБ24 и ВТБ. — Прим. автора) и принимали решения по их дальнейшей судьбе. Речь не идет об их закрытии. В основном это переезд с одного адреса на другой, чтобы исключить дублирование, к примеру, на одной улице. Кроме того, это реконструкция или увеличение площади наших отделений. Для нас важно, чтобы они были прежде всего удобными для клиентов.

Где будут открыты новые офисы в стране, и в частности в Петербурге?

— География нашей сети достаточно обширна, на сегодняшний день по всей стране работают 1340 офисов ВТБ в 412 населенных пунктах. В Санкт–Петербурге и Ленинградской области работает 89 офисов. Здесь с начала года мы уже открыли один новый офис, в третьем квартале планируем открыть еще один.
Всего в этом году начнут работу 32 новые точки, из которых уже открыто 14. Это будут отделения разного формата: от самых простых, с двумя–тремя сотрудниками фронт–линии, до больших точек с различными дополнительными модулями — "Ипотека" и др.

В чем заключается новый формат точек?

— Наши отделения постоянно обновляются. Так, уже появилась безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями, можно подключиться бесплатно к wi–fi, зоны ожидания становятся более комфортными, работает электронная очередь, расширяются переговорные комнаты, устанавливаются устройства для внесения платежей, предусмотрены места для зарядки устройств.

Как вы относитесь к диджитализации банковских процессов? Смогут ли они заменить посещение офиса?

— Будущее за диджитализацией: упрощение, омниканальность, улучшение клиентских путей. Все, что можно автоматизировать, должно быть автоматизировано. Те операции, которые клиент может совершать дистанционно, должны быть переведены в дистанционный канал. Безусловно, это не приведет к полному отказу от филиальной сети, так как есть операции, которые без участия сотрудника невозможно совершить: физическое внесение денег, получение консультации.

За какими услугами клиенты приходят в банк?

— На фоне роста экономики нашей страны, низкого уровня инфляции увеличиваются реально располагаемые доходы населения, наблюдается оживление рынка кредитования. В свою очередь, мы также отмечаем увеличение спроса клиентов на потребительские кредиты, особенно на ипотеку. Это вполне объяснимо, так как это продукт с самыми низкими ставками и уровнем риска.
Среди ипотечных программ у клиентов ВТБ особой популярностью пользуется программа ипотеки с господдержкой, по которой ставка составляет от 6%. По кредитам наличными сегодня ставка начинается от 11,9%. В связи с общим снижением ставок на рынке кредитования продолжает расти популярность программы рефинансирования. Кроме снижения процентной ставки она позволяет уменьшить ежемесячный платеж и объединить несколько кредитов, в том числе кредитных карт, в один.
Помимо кредитов мы видим активный интерес у клиентов к единому карточному продукту "Мультикарта", которая позволяет выбрать одну из программ лояльности на свое усмотрение. С момента запуска в прошлом году ее уже оформили более 2 млн человек. Помимо стандартного обслуживания розничных клиентов и представителей малого бизнеса ВТБ большое внимание уделяет инвестиционным продуктам, услугам для премиальных и состоятельных клиентов, а также развитию зарплатных проектов.

Каковы результаты розницы ВТБ в Петербурге?

— Что касается Северо–Западного федерального округа, рынок этого региона экономически активный, финансовая грамотность населения находится на достаточно высоком уровне. СЗФО занимает сильные позиции в сфере потребительских услуг, и мы активно занимаемся привлечением на обслуживание зарплатных клиентов. ВТБ в Санкт–Петербурге по итогам I квартала 2018 года показал положительные результаты. Объем кредитного портфеля физлиц вырос на 4,8%, до 177,7 млрд рублей. Портфель срочных депозитов за январь–март увеличился на 2,3% и достиг 353,3 млрд рублей. В связи с близостью к границе с другими странами доля валютных операций среди населения достаточно высока.

Какие направления в вашей работе будут ключевыми в этом году?

— Главное — это работа по увеличению клиентской базы, в том числе зарплатных проектов, развитие карточных продуктов. Мы хотим, чтобы наш банк для большего числа клиентов стал повседневным банком, банком на каждый день.
Это изменение подходов в формировании лояльности наших клиентов и активное развитие ипотеки, дальнейшее развитие нашей сети, формирование новых подходов в обслуживании клиентов, учитывающих тренды диджитализации, цифровизации бизнеса, оптимизации бизнес–процессов и перевода их в цифровые каналы.

Биография

Мигель" Маркарянц

> В банковской сфере с 2003 года.
> С 2006 года работал в группе ВТБ, где начал карьеру в должности вице–президента банка ВТБ24, отвечая за продажи в сети и запуск новых моделей продаж.
> В 2011 году после приобретения группой ВТБ Банка Москвы перешел в Банк Москвы на позицию вице–президента. Курировал работу трех департаментов: розничных продаж в сети, розничных продаж по корпоративным каналам и ипотечного кредитования.
> В мае 2016 года занял пост вице–президента и руководителя департамента розничных продаж ВТБ.
> В 2018 году, будучи старшим вице–президентом, возглавил департамент розничной сети объединенного ВТБ.


Справка

Банк" ВТБ (ПАО)

> Банк ВТБ, его дочерние банки и финансовые организации (группа ВТБ) — ведущая российская финансовая группа, предоставляющая широкий спектр финансово–банковских услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Северной Америки, Азии и Африки.
> Банк предоставляет весь спектр банковских услуг через разветвленную региональную сеть. Организации группы предоставляют услуги по страхованию, лизингу, факторингу и иные финансовые услуги.
> Сеть ВТБ насчитывает более 700 точек продаж. Услуги банка доступны для 71% городского населения в 69 регионах России.