Представители малого и среднего бизнеса видят прогресс во взаимодействии с госкомпаниями. Но для удобства работы законодательство о госзакупках еще необходимо реформировать.
Взаимодействие малого и среднего бизнеса с крупными компаниями становится более удобным, сделали вывод участники ПМЭФ. Сегодня на форуме представители профильных ассоциаций, крупного и малого бизнеса обсудили ситуацию с доступом к закупкам компаний с госучастием.
"В 2015 году на съезде ТПП я сказала президенту такую фразу: "Если вам крупный бизнес будет говорить, что малого нет, мы есть, поверьте, что мы есть!", - вспомнила Елена Дыбова, вице-президент торгово-промышленной палаты РФ, - рывок колоссальный есть, куда ни придешь, везде созданы общественные советы, бизнес идет на встречу".
По словам участников дискуссии, закупки крупнейших заказчиков у субъектов МСП (малого и среднего бизнеса) – с одной стороны обеспечивает создание условий для удовлетворения потребностей заказчиков, с другой – возможность для малых и средних компаний реализовать произведенную ими продукцию.
Как отметил Александр Браверман, генеральный директор – председатель правления АО "Корпорация "МСП", представители малого и среднего бизнеса в состоянии поставлять товары и услуги, которые могу удовлетворить потребности крупных заказчиков. И речь идет не только о ручках, бутилированной воде и кейтеринге. По словам эксперта, потенциал МСБ связан с высокими технологиями. Так, Роснефть начала передавать дебетовые скважины представителями малого и среднего бизнеса. «В биотехнологии и робототехнике сейчас доминируют именно представители МСБ за счет своей адаптивности" ,- убежден Браверман.
Читайте также:
Ретейл
Что ждет "Магнит" с новым акционером
Ричард Уайт, вице-президент по вопросам закупок и устойчивого развития, Anheuser-Busch InBev Europe рассказал о том, что его компания, крупнейший производитель пива в мире, признает важность компаний МСБ. В России 95% поставщиков пивного гиганта в России относятся к представителям малого и среднего бизнеса.
Два года назад, когда на форуме состоялась похожая дискуссия, модератор поинтересовался у участников, как, на их взгляд, упростился доступ субъектов МСБ к закупкам госкомпаний. В 2016 году 54,9% участников панели и слушателей в зале заявили, что ничего не изменилось. В этом году результат стал получше, только 35,9% не видят улучшений. 44,9% проголосовали за то, что доступ упростился, но незначительно. 12,2% оценили прогресс выше и считают, что доступ значительно упростился.
Пока небольшие компании при участии в госзакупках сетуют на ряд сложностей. Например, сложности в подготовке документации для участия в торгах, высокие требования, критерий цены, при котором тендер выигрывают конкуренты с низкой ценой, но и низким качеством. В ряде тендеров есть условия по длительности опыта работы компании, размеру активов, привел примеры Артем Аветисян, Директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).
Остаются проблемы по участия в тендерах компаний – прокладок, которые за процент отдают заказ другим подрядчикам. Иногда спецификации и техзадания пишутся под конкретного заказчика, и бывают случаи, когда техническое задание пишут сами поставщики, констатирует гендиректор некоммерческого партнерства "Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса" Сергей Глухов.
Есть и позитивные изменения. У крупных компаний снизился срок оплаты по торгам до 30 дней, появилась возможность получить необходимые справки в электронном виде. Если раньше для каждой электронной площадки требовалась своя цифровая подпись, то сейчас нужна просто одна единая.
В итоге игроки рынка признают, что видят положительные сдвиги. Законодательство упростилось, а госкомпании идут им навстречу и стали лучше рассчитываться. На форуме представили рейтинг лояльности крупнейших заказчиков. В топ 10 вошли ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Транснефть, РЖД, Роснефть, Ростелеком и другие.
Корпорация "МСП", созданная государством в июне 2015 года, содействует организации закупок у малого бизнеса гигантами рынка, такими как "Роснефть", РЖД, "Ростелеком", "Россети", "Газпром", "Росатом" и пр., и следит за тем, чтобы гиганты следовали закону и выделяли на закупки для малого бизнеса полагающиеся ему 10%. По данным Корпорации "МСП", за последние несколько лет доля участия малого и среднего бизнеса в закупках крупнейших российских заказчиков увеличилась до 63,3%
Как писал "Коммерсант" со ссылкой на данные корпорации, на 18,06% (на 319 млрд руб.) увеличился общий объем закупок у субъектов МСП. Во-вторых, корпорация отмечает рост числа поставщиков — на 9,96% (на 4330 поставщиков). В-третьих, увеличилось количество заключенных договоров на 13,20% (на 18 648 договоров). При этом в период 2016-2018 годов, по данным корпорации, наблюдается устойчивая тенденция к снижению средней цены договоров, заключаемых с субъектами МСП по результатам закупок. Оно составило 42,2% — с 13,85 млн руб. в 2016 году до 13,05 млн руб. в 2017 году и до 8,01 млн руб. в 2018 году (по состоянию на 18 мая 2018 года) при одновременном увеличении доли микро- и малых предприятий в общем объеме закупок у субъектов МСП (с 71,3% до 75%) и снижении доли крупных договоров при закупках у субъектов МСП.