Чаще всего предприниматели характеризуют 1993–й как год неопределенности. Однако именно тогда многие успешно реализовали открывшиеся возможности.
Этот год оказался довольно сумбурным периодом в истории страны — в основном благодаря реформам властей, чьи усилия были сконцентрированы на приватизации. Уже к маю 1993 года в России работало 52% частных предприятий розничной торговли и 47% ресторанов.
Чтобы открыть компанию с нуля, предприниматели чаще всего выбирали сферу услуг — торговлю, строительство, ремонт и пр. Порог вхождения в такой бизнес был предельно низким, а рынки свободны. Еще одна инициатива — либерализация торговли повлекла расцвет уличной торговли и челночества — по данным Госкомстата, с 1991 года доля товарооборота незарегистрированных компаний выросла с 5 до 38%.
Путь к миллиарду
Как и годом ранее, в 1993 году продолжил падать объем строительства — в Петербурге уже появились будущие гиганты "Л1", "Строительный трест" и пр., хотя спрос на строительство жилья был невелик. Тогда же свой путь начали бизнесмены, которые впоследствии заработают не один миллиард. Так, в 1993 году появилась "Группа ЛСР", один из крупнейших девелоперских холдингов страны. Компанию создал Андрей Молчанов с друзьями–сокурсниками. Еще один участник рейтинга миллиардеров "ДП" Эдуард Тиктинский создал строительный холдинг RBI. В Петербурге начали работу ЗАО "Пилон", ООО "Энергия–М" и многие другие.
"На старте было непросто работать — одновременно возникла масса новых компаний, и пришли опытные организации из–за рубежа с хорошим финансированием, — рассказывает Федор Дьячков, исполнительный директор агентства "Александр Недвижимость", которое также появилось в 1993 году. — Кроме того, нужно было осторожно выстраивать отношения с агентами — на рынке часто происходили аферы с куплей–продажей недвижимости.
С тех пор рынок серьезно изменился: например, в те времена ежемесячно росла цена на недвижимость — было легче продавать квартиры, сейчас рынок стабилен с некоторой тенденцией к снижению цен".
Новые форматы
Тогда появилась компания "Лэнд", которая изначально работала только в области строительства и генподряда, но со временем превратилась в крупного ретейлера. Первые зачатки петербургской розницы начали появляться еще в начале 1990–х. Одним из первопроходцев стал Олег Жеребцов, основатель сети гипермаркетов "Лента", правда, к этому формату предприниматель пришел не сразу. В 1993 году он открыл магазин–склад в формате cash&carry — он был рассчитан на оптовых покупателей. Постепенно увеличивая количество точек, бизнесмен решил реорганизовать магазины только в 1999 году. Предприниматель Олег Леонов, основатель сети "Дикси", открыл компанию "Юнилэнд" — дистрибьютора Pierre Cardin, Schwarzkopf, Wella и пр.
Западные союзники
Вместе с тем международные компании продолжали приходить на петербургский рынок, успешно объединяясь с местными предприятиями. Скандинавская группа Baltic Beverages Holdings приобрела 43,5% пивного завода "Балтика", позже увеличив долю до 75%. Табачная компания Rothmans International Tobacco объединила силы с петербургской фабрикой "Нево–табак" в рамках СП "Ротманс–Нево". Бизнес–партнеры построили в Петербурге одноименный завод. Примерно тогда же Дэвид Келлерман, Михаил Уржумцев и Галина Синцова начали развивать Melon Fashion Group — ретейлер модного бизнеса владеет брендами Zarina, Befree и Love Republic.
Кроме того, иностранные специалисты внесли вклад и в развитие сотовой связи в Петербурге. В числе СП оказался "Неда–Пейджинг", — одним из его учредителей стала датская компания Great Northern Telegraph Company. Также в 1993 году появился и "Северо–Западный GSM" — будущий "МегаФон".
“
Этот год оказался тяжелым для всей России — как и в самом начале 1990–х, страна находилась в упадническом состоянии. Тогда начался процесс приватизации, а с государственной властью происходили совсем непонятные вещи. Тем не менее рынки в то время были не заняты и фактически отсутствовала конкуренция.
Тогда же мы решили заниматься авиационными грузоперевозками — всю свою жизнь я был связан с авиацией, к тому же сфера была абсолютно свободна. С одной стороны, это плюс, с другой — приходилось заниматься тем, что еще никто не делал. Создавая компанию, мы поставили на кон буквально все и не прогадали — прошла четверть века, а организация только растет.
С тех пор рынок серьезно изменился — увеличилось количество рычагов воздействия на бизнес. Кроме того, значительно выросла конкуренция. Если в 1990–х таких
компаний, как наша, были единицы, то теперь их десятки. Тем не менее, если сравнивать 1993 год и 2018–й, сейчас экономическая ситуация в стране гораздо лучше.
Примерно 3–4 года назад наша компания начала параллельно развивать и другие виды логистики помимо авиации. Например, теперь мы занимаемся морскими перевозками, автомобильными перевозками и так далее.
далее.
Сергей Соловьев
Генеральный директор "Карго Сервис Центр"
“
В начале 1990–х Всесоюзная система сбыта товара и сырья окончательно рухнула. Цена на нефть в нокауте. Банковская система — в зародыше. Запуск печатного станка только провоцирует инфляцию. Денег на рынке ноль. Страна жила по бартеру, и строители не были исключением. Ты мне бетон, а я тебе — квартиру. Озорные, веселые, но диковатые времена. Сейчас все иначе, конечно — цивилизация!
История компании началась с того, что мы с приятелями организовали сбор ваучеров в обмен на собственные акции. Тогда и стали впервые присматриваться к производственным активам. Мы в ту пору занимали несколько комнат в ветхой мансарде пятиэтажного дома без лифта. В нынешней терминологии — офис класса D с минусом. Обшарпанные стены, сломанные стулья. Помню, моя помощница сидела в приемной на коробке из–под ксерокса.
Первый корпоратив мы праздновали, стоя по стеночке, как на детском утреннике в сельской школе, — не было мебели в достаточном количестве. И нас было человек двенадцать. Сейчас в «Группе ЛСР» трудятся около 12 тыс. человек в 12 бизнес–единицах, и под юбилейные корпоративы мы уже арендуем стадионы. За 25 лет пройден большой путь до громадной диверсифицированной компании.
Андрей Молчанов
генеральный директор, председатель правления "Группы ЛСР"