Хотя федеральное финансирование строительства петербургского метрополитена завершилось с открытием станций "Новокрестовская" и "Беговая", городские чиновники приступили к проектированию продолжения зеленой ветки метро.
В Смольном отказались от старого проекта строительства станций Невско–Василеостровской линии "Яхтенная" и "Зоопарк" и начали поиск подрядчика, чтобы скорректировать проектную документацию для этого участка.
Новые выходы
Как сообщили "ДП" в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), старый проект был разработан в 2013 году и за 5 лет попросту устарел. Он включал в себя строительство продолжения зеленой линии от "Приморской" — станций "Новокрестовская", "Беговая", "Яхтенная" и "Зоопарк". Первые две станции были открыты 26 мая, после чего в ведомстве объявили о том, что хотят изменить проект. За корректировку документации в Смольном готовы отдать до 274 млн рублей.
"С 2013 года прошло более 5 лет, и это нормально, что спустя столько времени вносятся корректировки в проект. За это время могли поменяться технологии, могла измениться ситуация с выходами на поверхность или переносом сетей. Это рабочая ситуация, характерная для строительства крупных гражданских объектов, причем не только в России, но и за рубежом", — рассказал генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков Сергей Алпатов.
Из ключевых изменений, которые будут внесены в новый проект, в первую очередь стоит назвать изменение местоположения станций. Теперь "Яхтенную" хотят построить севернее перекрестка Туристской ул. и Богатырского пр., а "Зоопарк" — северо–восточнее пересечения Комендантского пр. и Шуваловского пр.
Будущее местоположение станций изменилось из–за того, что городские власти отказались от строительства зоопарка в Юнтоловском заказнике, неподалеку от которого, по первоначальным планам, и должна была разместиться одноименная станция. В Смольном провели анализ предполагаемого пассажиропотока и поняли, что строить метро нужно ближе к "Ленте". Что касается "Яхтенной", то она просто потянулась за "Зоопарком", в соответствии с требованиями нормативов метрополитена.
По условиям конкурса на новый проект, он должен быть готов до 27 июня 2019 года. В КРТИ сообщили, что если проблем с финансированием не возникнет, то дальше все будет развиваться по следующему сценарию: после сдачи проекта в 2019 году он сначала пройдет экспертизу, потом около года будет вестись подготовка к строительству, и, наконец, в конце 2020–го — начале 2021 года начнется непосредственно строительство станций.
Глубина дорогого стоит
Новые станции метро будут мелкого заложения, как и недавно сданные "Беговая" и "Новокрестовская".
В ведомстве отметили, что станция "Зоопарк" должна быть пересадочной на "Шуваловский проспект", которая планируется как станция глубокого заложения. Сейчас в КРТИ, говоря о глубине продолжения Невско–Василеостровской линии, называют 25–30 м. По мнению специалистов комитета, небольшая глубина заложения экономически более целесообразна. "Строительство тоннелей и станций мелкого заложения происходит как раз в самых неблагоприятных условиях. Но благодаря применению проходческих комплексов нового поколения, высокоточной обделки тоннелей, дополнительных мероприятий по закреплению грунта, например "стены в грунте" и струйной цементации, это стало не просто возможно, но и позволило сократить сроки строительства. А, как известно, чем дольше длится строительство, тем оно дороже. Так что перспектива у станций и тоннелей на глубине 10–20 м есть. Строительство линий мелкого заложения постепенно набирает обороты не только в Петербурге, но и в Москве, где тоже реализуется строительство двухпутных тоннелей, более подходящих для небольшой глубины. Что касается продолжения прокладки Невско–Василеостровской линии за станцию "Беговая", то мы его с нетерпением ждем. Для начала работ не хватает только контракта и финансирования. Все остальное: щит, стартовый котлован, опыт и желание строить — у "Метростроя" есть", — сообщил заместитель генерального директора, главный инженер ОАО "Метрострой" Алексей Старков.
Несмотря на то что до начала строительства еще минимум 2 года, в Смольном уже озадачились вопросом названия новых станций: варианты "Яхтенная" и "Зоопарк" в ведомстве называют рабочими, поэтому топонимическая комиссия активно ведет прием предложений.
20 июня 2018 года КРТИ перестанет принимать конкурсные предложения на проект строительства станций, а через 6 дней после этого закупочная комиссия ведомства должна будет оценить заявки и сообщить о своем выборе.
Пять фронтов
КРТИ в конце мая пообещал, что объединит в один еще два конкурса: на разработку проекта строительства участка Лахтинско–Правобережной линии метрополитена от станции "Улица Дыбенко" до станции "Кудрово" и на создание предпроектной документации строительства электродепо "Правобережное".
Сейчас в статусе исполнения у городского монополиста в сфере создания подземки, компании "Метрострой", находятся три контракта на строительство Фрунзенско–Приморской (фиолетовой), Лахтинско–Правобережной (оранжевой) и Красносельско–Калининской (коричневой) линий метрополитена. Формально на исполнении также находится контракт на строительство "Беговой" и "Новокрестовской", однако официальное открытие станций уже состоялось. Весной губернатор Петербурга Георгий Полтавченко также рассказал, что уже идут предпроектные работы над кольцевой линией стоимостью около 300 млрд рублей.
В этом году власти обещают официально открыть три станции Фрунзенского радиуса — "Проспект Славы", "Дунайская", "Шушары", а также электродепо "Южное", стоимость которых составила 29,7 млрд рублей. В следующем году должен открыться участок до "Большого проспекта" ("Горный институт") на оранжевой линии за 20,7 млрд рублей.
По заявлениям Георгия Полтавченко, развитие метро для городских властей является приоритетом, и в ближайшие годы на подземку будет выделяться не менее 30 млрд рублей. На самое ближайшее время это обеспечит развитие метро, но лишь до открытия "Большого проспекта". В следующий раз красную ленточку перережут только в 2022 году — на открытии участка от станции "Казаковская" до станции "Путиловская" стоимостью 37,2 млрд рублей.
“
Анализ пассажиропотока показал, что станцию "Зоопарк" нужно перенести на два квартала вперед. Изначально планировалось построить станцию на пересечении Планерной ул. и Шуваловского пр., так как в Юнтоловском заказнике должен был появиться зоопарк. Сейчас центром притяжения стал квартал с активной жилой застройкой на пересечении Комендантского и Шуваловского пр. — в это место и перенесли станцию. Местоположение "Яхтенной" изменилось в связи с новыми нормативами проектирования метрополитена.
Сергей Харлашкин
председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга
“
Чтобы система метро была эффективной, требуется вводить станции исходя из таких показателей, как пассажиропоток, прирост населения, ввод нового жилья в конце концов. Если брать за образец столичные темпы метростроения, в Петербурге на данный момент следовало бы говорить о строительстве минимум 30 новых станций — просто чтобы удовлетворить потребности населения города. Конечно, обеспечить такие темпы за счет бюджетных средств практически нереально. Поэтому необходимо менять подходы к проектированию метро: разрабатывать проекты комплексно, когда вокруг станций сосредотачиваются пересадочные узлы и торговые площади. Такой комплексный подход позволит создавать инвестиционно привлекательные объекты, а это даст возможность работать на перспективу, обеспечивая высокий темп экономического и социального развития города.
Сергей Алпатов
генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков
“
Есть какие–то плановые работы, ориентированные на имеющиеся у города деньги, а мероприятия вроде G–20, ПМЭФ или ЧМ–2018 — это определенные толчки для реализации дополнительных объектов за счет федеральных средств. В плановом режиме поддерживать те же темпы, что и с федеральным финансированием, можно, но это должно быть подкреплено имущественно–правовыми и финансовыми документами. Мы уже видели, как после крупного мероприятия было определенное замедление темпов строительства и развития новых проектов. Касательно создания инфраструктурных объектов: мы подсчитали, что в среднем нужно 5 лет, чтобы идея превратилась в разрезанную ленточку.
Кирилл Иванов
директор АНП "Объединение ДОРМОСТ"