В июне запустился в коммерческую эксплуатацию виртуальный оператор-дискаунтер Danycom, работающий на сети Tele2. На старте сразу возникает два вопроса: не будет ли дискаунтер переманивать базу у хозяина инфраструктуры и сможет ли он вообще выжить с такими ценами.
С 1 июня в России начал коммерческое обслуживание абонентов сотовый оператор Danycom. Это один из целого ряда виртуальных операторов, запущенных за короткое время компанией Tele2. Но, пожалуй, он единственный, кого можно назвать дискаунтером. Базовый тариф Danycom стоит на 20% меньше, чем самое простое пакетное предложение у Tele2, притом что количество гигабайт, минут и sms в нем больше. Кроме того, Danycom возвращает на рынок безлимитный мобильный Интернет, от которого другие операторы отказались, чтобы уберечь свою сеть от перегрузок.
Недавно глава Tele2 Сергей Эмдин заявлял, что у компании на рынке самые амбициозные планы по набору абонентской базы. Но они не идут ни в какое сравнение с темпами роста, на которые рассчитывают в Danycom, — там собираются до конца года обрести 1 млн клиентов услуг связи, притом что сейчас их около 4 тыс. С декабря прошлого года оператор стал предлагать услуги в тестовом режиме. За это время он получил около 100 тыс. заявок, а выдал в итоге 40 тыс. SIM-карт. До июня они могли пользоваться связью бесплатно. "Мы видим, что примерно 10% клиентов в июне пополнили счет", — говорит директор департамента по продуктам Danycom Петр Кушиков.
На ПМЭФ-2018 Сергей Эмдин говорил, что с помощью виртуальных операторов Tele2 будет отъедать абонентов у "большой тройки", не испытывая проблемы большого игрока — каннибализации: когда к виртуальному оператору переходят абоненты компании — хозяина сети. Однако именно Tele2 имеет на рынке имидж оператора с низкими ценами. Так что, получается, у него с Danycom примерно одинаковая аудитория. В Tele2 ситуацию прокомментировали так: "У каждого виртуального оператора есть себестоимость услуг, которые он приобретает у нашей компании, поэтому демпинг в данных обстоятельствах вряд ли целесообразен".
Кроме того, на одной из дискуссий ПМЭФ, организованной при поддержке того же Tele2, участники сошлись на том, что виртуальный оператор должен привлекать клиентов дополнительными возможностями, а не низкой ценой, чтобы не разориться. Ведь средний счет клиента сотовой связи в России и так "ниже плинтуса", откровенно сказал управляющий директор "ВТБ Капитал" Боян Иванович.
Эксперты рынка считают, что вскоре после запуска Danycom скорректирует цены. Однако, по словам Петра Кушикова, компания не намерена менять продукт, то есть поднимать цены, чаще одного раза в год, — предлагать такие условия им позволяют финансовые условия сотрудничества с Tele2. До конца сентября Danycom намерен открыть офис обслуживания и продаж в Петербурге. Также будут офисы в Москве и в Краснодаре, откуда оператор родом.
На вопрос о том, на чем держится экономика проекта, Петр Кушиков отвечает, что оператор станет частью экосистемы, куда будут входить как минимум финансовые сервисы, страховые, услуги туризма, служба доставки. В данный момент логистическое и финансовое подразделение у группы компаний "Дэни Колл" уже есть, а направление туризма скоро откроется, говорит Кушиков. Danycom — бренд ООО "Дэни Колл". Согласно базе СПАРК, руководителем и бенефициаром компании является Екатерина Шмырина. Она же значится бенефициаром ООО МКК "Финансовый помощник" и директором — в НКО "Потребительское общество взаимного страхования сбережений" (выручка за 2016 год — 843 млн рублей, чистая прибыль — 611 тыс. рублей).
О запуске виртуального оператора как части экосистемы недавно говорил в интервью "ДП" и Георгий Чесаков, руководящий проектом "Тинькофф Мобайл". Тема модная, но пока удачных примеров на рынке мало. В частности, крупный проект VEON от "Билайна", который тоже можно считать экосистемой (в компании его называли "интернет-платформой"), недавно был признан не оправдавшим ожиданий.