Власти переписывают правила игры на рынке госзакупок. Минфин ужесточает условия участия в госзаказе. Основная дискуссия развернулась вокруг открытия спецсчетов для участников.
Министерство финансов готовит постановление правительства РФ, вступающее в силу 1 июля и определяющее перечень банков, в которых участники госзакупок смогут открывать спецсчета для ведения расчетов по обслуживанию госзакупок.
Как сообщили "ДП" в Минфине, список банков в настоящий момент формируется, пока речь идет о десятке организаций. Это попытка упорядочить рынок госзакупок, отмечают в министерстве. Сейчас предприниматели жалуются на то, что госзакупки проходят более чем на 200 площадках, географически никак не закреплены за своими участниками, в системе царит путаница.
Опасения
В конце 2017 года были приняты поправки в 44–ФЗ, обязывающие малый бизнес вносить с июля 2018 года обеспечение для участия в торгах по госзакупкам на специальные счета. Было решено, что предприниматели могут открывать лишь один специальный счет лишь в одном из уполномоченных банков, у которого есть договор с одной электронной площадкой. Для участия в госзакупке на другой площадке поставщики были бы вынуждены каждый раз закрывать текущий спецсчет и заново его открывать в другом банке.
В "ОПОРЕ России" подсчитали, что в этом случае малый и средний бизнес мог лишиться свыше 100 млрд рублей, которые мог бы заработать на госзакупках в 2018 году.
Павел Сигал, первый вице–президент "ОПОРЫ России", рассказал, что идея спецсчетов возникала после передачи контроля над госзакупками из МЭР в Минфин.
"Минфин, поскольку сфера госзаказа для него нова, предложил компаниям, которые хотят участвовать в торгах, открывать один спецсчет, чтобы увеличить прозрачность госзакупок, — рассказывает Павел Сигал, — но открытие одного спецсчета — это создание необоснованных привилегий одному банку".
Сейчас позиция властей изменилась — участникам госзаказа будет разрешено открывать несколько счетов.
Половина для малых
Как подсчитал комитет по госзаказу Петербурга, за 2017 год заказчиками заключено свыше 100 тыс. госконтрактов на общую сумму 197 млрд рублей. Из них 87 тыс. контрактов на 94,7 млрд рублей (50% от общей суммы контрактов) заключено с предприятиями малого и среднего бизнеса. В основном продукцию и услуги малые предприниматели поставляли для госкорпораций: "Росатом", "Росгидро", РЖД и пр.
Для малого бизнеса участие в госзакупках — это способ выжить. "Но открытие спецсчетов в разных банках потребует кратного увеличения затрат на обслуживание нашего участия в закупках", — прокомментировал Максим Петров, гендиректор ООО "ДУС" (демонтаж зданий). С ним согласен и Даниил Соловьев, гендиректор ООО "ТендерПроф": "Не исключено, что новая система может привести к увеличению срока поступления и зачисления денежных средств в качестве обеспечения заявки, а самое главное — оседание денег на спецсчетах приведет к заморозке операционной деятельности малых предприятий".
Выражают свои тревоги по поводу перестройки системы госзаказа и представители площадок, где проводятся торги. "Шесть месяцев, отведенных на перестройку, в условиях непринятой нормативной базы — это очень короткий срок", — говорит Николай Андреев, гендиректор ЗАО "Сбербанк–АСТ".
Спокойны только финансисты. "Нет сомнений, что для участия в госзакупках будут отбираться наиболее устойчивые кредитные учреждения, — говорит Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ". — При этом нет необходимости расширять этот список до неоправданно больших размеров, так как даже несколько наиболее крепких банков способны обеспечить полноценное участие в аукционах необходимого количества малых и средних предприятий. А вот расходы на допуск значительного количества банков к госзакупкам могут оказаться весомыми. Скорее всего, регулятор ограничится привлечением 10–25 наиболее надежных банков, имеющих определенный опыт работы в указанной сфере".