Растущий рекордными темпами сегмент разливного пива, где в основном хозяйничают небольшие пивоварни, стал привлекательным для крупных игроков.
Продажи пива в розлив в этом году растут рекордными темпами. По данным компании Nielsen, доля этого сегмента выросла с 10,4% в 2017 году до 12,5% в I квартале 2018–го. При этом исследователи не включают сюда продажи пива в ресторанах и кафе, а именно это — основной канал реализации. Для сравнения: в целом продажи пива в 2017 году сократились на 10,8%, до 749,6 млн дал, подсчитал Союз российских пивоваров.
Еще больше пивоваров
За 3 года, с 2014 по 2017–й, доля разливного пива в России удвоилась с 5,1 до 10,4%, подсчитали в Nielsen. В натуральном выражении объем сегмента за этот период также удвоился до 850–950 млн дал пива в год.
В AB InBev Efes растущую популярность связывают, в первую очередь, с увеличением количества сортов разливного пива, затем — с популяризацией пива и ростом мелких производителей.
"Число мини–пивоварен, именующих себя крафтовыми, продолжает стабильно расти: с 2010 года их количество увеличилось в 7 раз, причем более четверти открылись за последний год", — приводит данные Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании AB InBev Efes.
Действительно, по данным Nielsen, в I квартале 2018 года 61% объема разливного пива приходился на мелких производителей. Это рекордно высокая доля, для сравнения: в ПЭТ–упаковке на небольших производителей приходится только 30%, а в алюминиевой банке — 11%.
Таким образом, разливное пиво — это самый быстрорастущий формат потребления. Неудивительно, что крупнейшие участники пивного рынка, который на протяжении многих лет снижается, сейчас ищут возможности, чтобы закрепиться в растущем сегменте.
Пивовары крепчают
Крупнейшие пивоваренные компании в сегменте разливного пива занимают 39%, причем лидирует "Балтика" с 21% рынка, доли остальных не превышают 10%, следует из данных аналитики Nielsen. Хорошие позиции у лидера отечественного пивного рынка и в сегменте ресторанов. По оценкам самой "Балтики", продукция компании представлена в 10 тыс. заведений общепита, треть из них — рестораны быстрого питания. "Балтика" продолжает работу в этом направлении: в начале года она договорилась о поставках в 500 ресторанов Burger King и 130 ресторанов "Теремок".
Heineken же делает ставку на расширение присутствия в розничных точках — сетевых супермаркетах, моллах, пивных лавках, магазинах формата у дома. По данным Heineken, количество розничных точек, продающих пиво в розлив, в России составляет уже около 45 тыс., в том числе 12 тыс. специализированных магазинов, продающих только разливное пиво. Компания уже инвестировала в закупку оборудования для розлива пива несколько миллионов евро. Кроме того, Heineken недавно открыла собственный бутик разливного пива в Нижнем Новгороде.
AB InBev Efes поставляет разливное пиво в магазины разливного пива, специализированные отделы гипермаркетов, рестораны и кафе.
"По нашим оценкам, установки для продажи разливного пива сейчас имеют 20% точек офтрейда, их количество в течение года может вырасти практически вдвое", — говорит Ораз Дурдыев. Он объясняет, что традиционные магазины вынуждены искать альтернативные возможности продаж в связи с общим падением рынка и уходом части покупателей в канал разливного пива.