В рамках круглого стола, организованного газетой "Деловой Петербург", губернатор Новгородской области Андрей Никитин встретился с представителями петербургского бизнеса, заинтересованными в работе в регионе. Участники обсудили, с какими проблемами сталкиваются инвесторы и какие перспективы открываются перед ними.
Алексей Титов, директор Северо-Западного филиала ПАО "МегаФон":
Нашей компании, как и "Деловому Петербургу", в этом году исполняется 25 лет. В свете последних майских указов президента России и уже идущей глобальной цифровизации любых отраслей что, на ваш взгляд, может выстрелить из того, что сейчас активно обсуждается? Есть ли в Новгороде конкретные проекты?
Андрей Никитин, губернатор Новгородской области:
Новгородская область выбрана пилотным регионом для внедрения цифровых проектов. Объясню, почему нам это интересно и что должно выстрелить.
Во–первых — цифровая медицина. Есть любопытная статистика: одна из самых инвестирующих в медицину стран — это Дания. И тем не менее там уровень недовольства здравоохранением точно такой, как в России. Когда человек болеет, он недоволен тем, как его лечат, потому что, с его точки зрения, он может нарушать все предписания врача, а потом принять таблетку и жить как раньше. Ожидания от медицины каждый год растут. А качество, которое мы можем обеспечить, падает. Уже не так эффективно работают меры, связанные с подъемными деньгами. Потому что одно дело — приехать с ними в отдаленный поселок и не иметь там возможностей провести досуг и другое — снимать жилье в Петербурге, но иметь возможность сходить в 10 театров на выбор. Люди все чаще выбирают второй вариант. Вопрос кадров перестает решаться с помощью жилья так же легко, как это было раньше. В этих условиях можно создать удаленную диагностику.
У нас есть проект: почти 2 тыс. человек ходят с гаджетом, измеряющим давление. По сети сотовой связи гаджет передает данные врачу. Он смотрит на показания и видит, что пора человека вызвать на консультацию или даже вызвать ему скорую. Результат — у врача в 2 раза увеличивается количество пациентов, а среди них практически до нуля снижается количество инфарктов и инсультов. Мы делаем этот проект за счет системы ОМС.
Уже существуют системы со сплошной диагностикой и искусственным интеллектом распознавания данных. Самообучающиеся системы читают сканы МРТ лучше, чем люди, и гораздо меньше ошибаются. Для нас цифровая медицина — номер один, потому что мы сразу видим эффект.
Вторая история — умный город. В Фонде развития интернет–инициатив профинансировали один стартап. Ребята анализировали данные счетчиков теплоснабжения. Оказалось, что, просто правильно их настроив, мы можем сэкономить 50 млн рублей. Для Новгородской области это большие деньги: больше, чем мы тратим на замену окон в школах.
Огромный потенциал у проектов, связанных с технологиями распознавания лиц. В Москве уже это реализуется. Такие проекты дают понимание, кто живет в регионе, позволяют убирать криминал. Также это позволяет анализировать потоки людей: как они ходят по улицам, куда заходят, где им неудобно и где поэтому никогда не будет бизнеса. Это то, что однозначно имеет большое будущее.
Алексей Титов:
Вы законодательно готовы вступить в эпоху четвертой индустриальной революции? И как, на ваш взгляд, нужно это проводить — федерально или по инициативам от регионов, где внедряются какие–то инновации? Ведь вопрос готовности законодательной базы к работе в цифровом пространстве достаточно актуален.
Андрей Никитин:
В больницах мы уже сделали блокчейн–проект. Как раньше происходило: есть лекарство, которое поступило на склад. Пациенту выписали две упаковки, а по факту дали одну, вторую продали в другом месте. С дорогостоящими лекарствами такое происходит. В свою очередь, блокчейн отслеживает путь лекарства от склада до пациента. Сделали реестр, и эффект уже есть: начинаем экономить на препаратах.
Юрий Денисенко, генеральный директор ООО "Ардис-Строймонтаж":
У меня вопрос из спортивной сферы. По совместительству я являюсь председателем Федерации дзюдо и самбо Новгородской области, и меня волнует тема спортивного воспитания детей в регионе. На мой взгляд, текущая ситуация если не плачевная, то требует внимания.
Конечно, многое сделано за последние годы. Но острота проблемы сохраняется. Спортивных объектов в области недостаточно. Длительное время не решается вопрос строительства Дворца единоборств в Великом Новгороде. Каковы перспективы? Существует ли программа строительства дворовых спортивных площадок? Есть ли вообще программа развития спорта в нашей области?
Андрей Никитин:
Каждый год мы запускаем в районах один–два спортивных объекта. В прошлом году в Окуловке открыли десятилетний долгострой — мы его достроили. В этом году Чудовский ФОК запустим. Как минимум два футбольных поля появятся в этом году и несколько воркаут–площадок.
Центр единоборств стоит 700 млн рублей. При этом дорожный фонд из областного бюджета в год составляет 500 млн рублей. Дороги в регионе на 65% ненормативные. Как вы думаете, куда я потрачу деньги?
Долгосрочно я буду делать упор на простые и понятные вещи для уличного спорта. Это воркаут, ледовые площадки, футбольные поля. Мне важно, чтобы люди в районах могли заниматься спортом. Насколько я знаю, позиция Минспорта такая: если есть инвестор, то на условиях государственно–частного партнерства они готовы финансировать строительство.
Дмитрий Жоров, управляющий Новгородским отделением ПАО "Сбербанк":
Я приехал в Петербург с интересной статистикой. В Новгородской области количество предпринимателей, которые открывают счета и берут кредиты в Сбербанке, увеличивается. Даже в сравнении с 2017 годом. За прошлый год Новгородское отделение Сбербанка выдало малому бизнесу 402 кредита на общую сумму 873 млн рублей, а также был открыт 1321 счет. В 2018 году уже выдано порядка 150 кредитов на общую сумму более 200 млн рублей и открыто 969 счетов. В этих трендах отражаются и те усилия, которые правительство региона предпринимает для повышения привлекательности ведения бизнеса и финансовой грамотности предпринимателей. Знаковым в 2017 году стал запуск в регионе бесплатной программы развития бизнес–компетенций, который состоялся благодаря партнерству регионального правительства и Сбербанка.
С точки зрения развития новых форматов работы с бизнесом в Новгородской области мы обсуждаем финансирование проектов в сфере государственно–частного партнерства (концессии в сфере ЖКХ, водоотведения, ТБО, гериатрии).
Еще одно направление, которое активно развивается, — безналичная оплата услуг. Банк видит для себя задачу повысить культуру безналичных расчетов и создать инфраструктуру, позволяющую жителям Великого Новгорода и гостям города полностью отказаться от наличных денег.
Андрей Никитин:
Мы стараемся с крупнейшими банками работать максимально прозрачно. Потому что банки — это кровь экономики. Коллеги включены во все наши инвестиционные советы. Мы стараемся, чтобы они понимали, куда мы идем и что планируем. Это позволяет им лучше выстраивать стратегию и просчитывать свои риски. Мы тесно работаем как минимум с большой четверкой, и Сбербанк — первый в регионе по активности.
Мевлуди Блиадзе, председатель совета директоров ЗАО "Пилон":
Петербург комплексно преобразился в 2003 году — к празднованию 300–летия. Большую долю в этом преображении занимают мостовые сооружения. До этого времени они были темные, невзрачные. Их обновление, реконструкция и их нынешняя художественная подсветка позволила им стать настоящей визитной карточкой города. ЗАО "Пилон" активно участвовало в обновлении петербургских переправ к юбилею.
В наше время к чемпионату мира по футболу Петербург вышел на новый виток комплексного развития инфраструктуры: построены стадионы, мосты, дороги, от аэропорта до Крестовского острова можно доехать за 35 минут. Наша компания внесла свою существенную лепту, построив три крупных объекта: Пулковско–Дунайскую развязку, пешеходный Яхтенный мост, мост Бетанкура. Кроме этого, мы выполнили реконструкцию Тучкова моста.
Уверен, что этот опыт Петербурга очень нужен Новгороду. Какова концепция развития города? Увеличение потока туристов — огромная перспектива. Но уже сейчас для этого необходимо решать проблемы транспортной инфраструктуры. Из мостостроителей мы чуть ли не единственные, кто остался на Северо–Западе, и наш интерес к Новгороду — естественный.
Андрей Никитин:
У меня два ответа на ваш вопрос. Первый: мы находимся на завершающей стадии политического цикла в городе. В ближайшее время будут объявлены выборы в Думу Великого Новгорода, по итогам конкурсной комиссии ее члены выберут мэра. Идут большие дискуссии: что такое Великий Новгород, как он должен развиваться и как должен выглядеть.
Как губернатор я стараюсь поддерживать дискуссию и помогать коллегам. Однако мне важно, чтобы сами жители Великого Новгорода определились с приоритетами.
Мы хотим, чтобы в Великом Новгороде было комфортно жить. Я категорически не хочу, чтобы город превратился в подобие районов замкадья в Москве и закадья в Петербурге. Я хочу, чтобы жилье было комфортным. До сих пор лоси и лисы заходят в город. Наша задача в том, чтобы не испортить эту экосистему.
Это потребует завершения работ по третьему мосту, который сейчас никуда не ведет, а упирается в улично–дорожную сеть. Из–за этого он не так загружен, как нам бы хотелось. Там нужны большие деньги, но мы будем разговаривать с федеральным центром, чтобы его достроить. В ближайших планах ремонт Колмовского моста — это средний мост. Он в тяжелом состоянии. Мы договоримся с федеральным центром о поддержке, объявим тендер, и вы вполне можете поучаствовать.
Мне бы хотелось выстроить систему набережных, потому что в Новгороде их нет. Вряд ли мы будем делать их высокими и гранитными. Сделаем удобными для прогулок. При этом вокруг наших набережных 10 метров археологических зон, есть свои нюансы.
Чтобы было понятно: бюджет Новгородской области примерно равен московскому бюджету на закупку чистящих средств для мытья улиц города. Поэтому мы будем делать эти проекты с федеральной поддержкой, но, чтобы ее получить, надо сформировать видение и начать этим заниматься. Я предельно заинтересован в сильных подрядных организациях, которые будут делать работу и отвечать за свою гарантию.
Юрий Нефедов, директор по развитию ГК "Звезда":
Мы одна из компаний строительной отрасли. Занимаемся инженерией внутренних и наружных сетей, их проектированием и реализацией. Наиболее болезненный вопрос — проблема расчетов крупных застройщиков с подрядчиками и генподрядчиками. По большей части это происходит путем передачи квадратных метров, а потом их мучительной реализации. Например, сейчас у нас единовременные контракты порядка 300 млн рублей. По меньшей мере 60% из них — работа только за квадратные метры. Денежные расчеты осуществляются только в отдельных сферах (например, в госзаказе). Насколько в Новгородской области эта проблема привлекает внимание?
Андрей Никитин:
Что касается строек, то совсем недавно мы открыли социальный объект, который строился 5 лет. В принципе за первые полгода работы я в области ситуации с долгостроями решил. Все расчеты прошли. Если мы строим что–то с областным и федеральным софинансированием, то платим в сроки реализации контракта. В ряде регионов есть практика расплачиваться за готовое изделие. Но это не компетенция власти — заниматься стройнадзором.
В прошлом году я снял с себя обязательства по сдаче жилья. И стройка сразу упала по объемам в 2 раза. Гонка по сдаче квадратных метров привела к тому, что в ряде регионов обманутых дольщиков десятки тысяч. А у меня — несколько десятков человек. Сейчас распродается построенное. Думаю, что начнем расти со следующего года, но в контексте нового закона, который не предполагает долевого участия. И дисциплина расчета с субподрядчиками будет совершенно другая.
Я не хочу создавать пустые микрорайоны. Пусть продастся то, что есть. У нас избыток жилья. В регионе не очень высокие зарплаты, людям сложно покупать это жилье. Надеемся, инициативы президента по ипотеке для молодых семей изменят ситуацию в лучшую сторону.
Алексей Веселовзоров, генеральный директор ООО "Би Джи":
Наша компания занимается логистикой. Якорная сфера деятельности — складская логистика. В свое время мы приехали и в Новгород. Там действительно много крупных предприятий, дешевая рабочая сила. Но когда стали изучать возможности аренды склада, выяснили, что их нет: загружены полностью, и ценник за квадратный метр больше, чем в Питере. У многих предприятий распределительный центр находится в Петербурге. Есть ли возможность предоставления инвесторам участка под строительство логистического комплекса?
Андрей Никитин:
Возможность для предоставления инвесторам участка под строительство логистического комплекса есть. Это нам интересно, землю найдем. Если заниматься логистикой, то брать существующие помещения нецелесообразно. Жадные владельцы помещений перевоспитались, они поняли, что чем дальше, тем быстрее их здания станут памятниками регионального значения.
Андрей Минин, генеральный директор ООО "ИПР":
Мы являемся производителями материалов для наружных инженерных сетей. Мой вопрос про использование современных и качественных технологических решений на сетях водоотведения и водоснабжения. Хотим доказать вам, что эти решения более выгодные и более надежные. Насколько это может быть интересно и применимо в вашем регионе?
Андрей Никитин:
Мы живем на свои средства. И если есть возможность сэкономить, то мы внимательно смотрим и стараемся сэкономить. Впрямую, конечно, Новгородская область не покупает. Но с нашими концессионерами можно это обсуждать.