Правильно ли встраивать церкви в первые этажи и "забывать" во дворах высоток.
При Георгии Полтавченко Петербург переживает пик церковного строительства. То тут, то там вспыхивают золотом православные кресты. Вот бы эти силы (а главное — деньги) пустить на возрождение исторических святынь.
Если посмотреть на строительные новости Северной столицы, можно понять, что город развивается в двух направлениях: жилищном и церковном. Не мне рассуждать, нужно ли столько храмов или нет, — с этим, я думаю, прекрасно справляется епархия. Поговорим об архитектуре. Меня именно она беспокоит.
Странно отрицать тот факт, что за советское время церковное зодчество выродилось. Не на чем было практиковаться. И сегодня, когда спрос на такие проекты стабильно высок, получаются элементарно некрасивые здания. Особый интерес в этом плане представляет Рождественский собор на углу Пискаревского пр. и Бестужевской ул. — это едва ли не единственный пример советского ретроспективизма в православном храмостроении. Сооружение, спроектированное Валентиной Залевской, совершенно нелепо. С трудом можно наскрести удачные современные церкви; одной из них, мне кажется, стала Свято–Троицкая на ул. Анисимова в Колпино авторства Михаила Мамошина.
Однако РПЦ не старается развивать архитектурное направление, а, напротив, часто глушит его. Главная цель — расширение сети. Уже, как в заставке "Иронии судьбы", плодятся типовые здания, а то и просто бытовки с крестами.
Наверное, я совсем застрял в глубоком прошлом, но по–прежнему уверен, что храм — это важный (если не важнейший) архитектурный ориентир. Ему нужно подчинять пространство. Его нельзя встраивать в жилой дом, как на пр. Королева. Его не надо размещать в подвале, как на Рыбацком пр. Его неправильно случайно "забывать" где–то во дворах среди 25–этажек.
Самое обидное — что на новые храмы деньги (а они немалые: пожертвованием в стеклянный ящичек делу не поможешь) находятся. А на возрождение старинных церквей их нет.
Можно вспомнить лишь один случай, когда всем деловым миром сбросились на воссоздание: в 2010 году на главной площади Пушкина вновь вознесся Екатерининский собор. Он моментально восстановил градостроительную лакуну и стал поистине доминантой.
Сейчас "Газпром" через свои фонды украшает берега Невы южнее Финляндского железнодорожного моста: на Октябрьской наб. из уродливой коробки вернул свой необыкновенный облик Свято–Троицкий храм киновии Александро–Невской лавры, а на пр. Обуховской Обороны заново строят Скорбященскую церковь.
Девелопер Вячеслав Заренков вложился в Рождественскую церковь на углу 6–й Советской ул. и Красноборского пер. Кто бы что ни говорил, но вся застройка Песков, как зовется эта часть города, была подчинена храму. И архитектурно, и градостроительно, и топонимически. По мнению ценителя качественной архитектуры Алексея Хваля, Рождественская церковь "представляется очень удачным, милым и просто красивым образцом классицизма, каких на самом деле очень и очень немного. Это будет один из самых открыточных видов в городе".
Возрождение храмов — действительно важный и нужный вклад в историю, в том числе для ктиторов. Ведь не ларьки–бытовки и типовые срубы их прославят. Потомки будут чтить меценатов талантливых храмов, как недавно, спустя век, увековечили память о Дмитрии Парфенове, вложившем деньги в строительство знаменитой церкви у Варшавского вокзала, — соседней улице в 2016 году дали название Парфеновская.
Впереди воссоздание Спаса на Сенной, соборов у Витебского вокзала, на Митрофаньевском шоссе, пл. Кулибина и Тургенева. Да много где. И очень бы хотелось, чтобы бюрократическая трясина перестала топить эти идеи. Уж лучше топить храмовое разноцветье в спальных районах, которое не без оснований стали считать не иначе как захватом земли, а не заботой о духовности и патриотизме народонаселения.
И на этом фоне грустно читать новости из Купчино, где приход, получив землю на ул. Димитрова под воссоздание красивейшей деревянной церкви, поделился с журналистами планами воздвигнуть что–то типовое — для экономии средств.