Один из долгожителей рынка нефтепродуктов Ленобласти "Выборгская топливная компания" сворачивает сеть автозаправок на границе с Финляндией. Имущество выставили на продажу за 1,2 млрд рублей. Избавление от активов на предприятии объясняют тяжелой экономической ситуацией в отрасли, вызванной бензиновым кризисом.
В Ленинградской области закрывается сеть автозаправочных станций ООО "Выборгская топливная компания". На аукцион выставили АЗС, расположенные перед пунктами таможенного пропуска на границе с Финляндией (Торфяновка, Светогорск и Брусничное), в Выборге, Каменногорске и Приморске. Согласно перечню продаваемого имущества, покупателей ищут для десяти заправочных станций, земельных участков под ними, топливного оборудования и здания мотеля "Огоньки" на трассе "Скандинавия" в Первомайском. Общая стоимость активов оценивается в 1,2 млрд рублей. Лоты разбиты на 11 частей от 20 до 350 млн рублей.
"ВТК" с ноября 2014 года является правопреемником ЗАО "Выборгская топливная компания", образованного в декабре 2001 года. По данным базы "Спарк", бизнес принадлежит давним партнерам и известным выборгским предпринимателям Александру Петрову (одному из акционеров "Выборгского судостроительного завода" и отцу экс-пилота Формулы-1 Виталия Петрова, выступающего сейчас за SMP Racing миллиардера Бориса Ротенберга), Наталье Беликовой и Юрию Паймулину. Небольшими долями компании также владеют Эльвира Патраева и Сергей Паршин.
Финны не выручили
Аукцион пройдет 17 июля, потенциальным инвесторам уже разрешили подавать заявки. Как указано в документации к конкурсу, собственниками имущества являются фирмы ООО "Вега", ООО "Антарес", ООО "Аверс", ООО "Сириус", ООО "Арктур", ООО "Мицар" и ООО "Алькор", также аффилированных с Петровым и Беликовой. "ВТК" заключала договоры аренды с этими компаниями, но сроки соглашений истекают летом. Заправки распродают вместе со всей начинкой, начиная от рекламных баннеров и заканчивая готовыми помещениями с кафе.
Как рассказали "ДП" в "ВТК", компания до последнего момента не хотела отказываться от бизнеса, но после начала топливного кризиса заниматься продажами на независимых АЗС стало невыгодно. Попытки правительства стабилизировать положение на рынке и зафиксировать цены на заправках за счет снижения акцизов и налогового маневра в "ВТК" назвали "каплей в море", которая поможет лишь крупным холдингам со своими оптовыми базами, нефтедобывающими и перерабатывающими заводами.
"Посмотрите биржевые цены на бензин и все сразу станет понятно. Оптовые цены выше розничных. Работать дальше в таких условиях стало нерентабельно. К сожалению, в данной ситуации все зашло до такой стадии", — отметили в "ВТК". На данный момент организаторы конкурса говорят, что заявок от покупателей еще не получали.
С 2014 года выручка "ВТК" не опускалась ниже 900 млн рублей в год, а чистая прибыль по последнему финансовому отчету составила 500 тыс. рублей, следует из базы "Спарк". От продажи бизнеса не спас даже ажиотаж и большой спрос финских водителей на российский бензин. За счет курса валют покупать топливо в Ленобласти иностранцам стало выгоднее.
Точка невозврата
Участники топливного рынка Северо-Запада подтверждают, что небольшие сети подталкивают к продаже по экономическим причинам. Мелкооптовые цены на биржах начали повышаться с февраля, но во время предвыборной кампании никто не рисковал увеличивать стоимость бензина в рознице. После избрания президента сдерживающий фактор исчез и начался резкий скачок цен. В кабмине, напомним, кризис хотят остановить с помощью снижения с 1 июня акцизов на бензин на 3 тыс. рублей за тонну, а также на дизельное топливо — до 2 тыс. рублей от действующих ставок.
В последнем июньском обзоре независимого агентства "Аналитика товарных рынков" подчеркивается, что весной нынешнего года ценообразование бензина и дизтоплива приняло необычный вид. К примеру, экспортный паритет для бензина производства Московского НПЗ составлял 60693 р/т или 45,22 р/л. При этом биржевая цена бензина Регуляр-92 на станции отправления составляла 55067 р/т или 41,02 р/л. Цена автомобильных партий Регуляр-92 у компании "Газпромнефть-Региональные продажи" была на уровне 54600 р/т или 40,68 р/л. Продажа бензина на экспорт была намного выгоднее его отгрузок на внутренний рынок.
"Напрашивается следующий вывод: реализация нефтепродуктов на российском рынке перестала быть бизнесом и превратилась в своего рода социальную нагрузку. Бизнес предполагает возникновение добавленной стоимости и прибыли, однако в рассмотренном случае цена закупки выше цены продажи во всех звеньях движения товара от производителя к потребителю. При этом участники рынка нефтепродуктов несут затраты на транспортировку и хранение товара, операционные расходы АЗС, платят проценты банкам и зарплату сотрудникам. Вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) такая социальная нагрузка по плечу, или, по крайней мере, им к ней не привыкать. Основную прибыль они получают от добычи и экспорта нефти. Но возникает вопрос, как в такой ситуации выжить независимым нефтепереработчикам", — рассуждает эксперт агентства Ринат Хантемиров.
По его словам, сложившаяся ситуация отдаленно напоминает начало 1990-х годов, когда тоже наблюдался диспаритет внутренних и мировых цен, но совершенно в других масштабах. "Методы решения известны и отработаны еще Егором Гайдаром: отпустить внутренние цены. И они очень быстро приходят к паритету с мировыми. При реализации этого сценария цены крупного опта превысят экспортный паритет, так как товар идет на тот рынок, где выше цена. При этом затраты мелкооптовых и розничных продавцов составляют около 5 р/л для АЗС с высокими объемами реализации топлив и более 6 р/л для станций "в глуши". И это лишь точка безубыточности для АЗС", — добавил аналитик.
Win для ВИНКов
В руководстве "Петербургской топливной компании" (ПТК) уточняют, что независимые АЗС уже четыре месяца подряд работают с высокими рисками убытка. "Каждый литр приносит минус. В феврале случилось историческое событие, когда биржевые цены превысили розничные. Соответственно, с тех пор компании терпят прямые убытки. Когда завершится этот период, спрогнозировать невозможно. Российский топливный союз уже обращался к Козаку (вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку — ред.), ответственные и должностные лица названы", — прокомментировали в ПТК тенденции на рынке.
Среди потенциальных покупателей сети АЗС в Ленобласти эксперты называют "Газпромнефть", "Лукойл" и другие крупные ВИНКи, доминирующие на топливном рынке России. За счет добычи, переработки, экспортных и оптовых поставок они могут закрыть розничные траты. Однако не исключен вариант, при котором все активы отойдут банковским структурам.
По похожему сценарию развивалась история с банкротством холдинга "Фаэтон" Сергея Снопка. Тогда крупнейшими кредиторами компании стали девять банков: Сбербанк, ВТБ, "Россия", "Уралсиб", Россельхозбанк, "Глобэкс", Связьбанк и Юникредитбанк. Однако у приобретателей активов возникли большие проблемы. Так, петербургские бизнесмены сирийского происхождения Яхия Аудах и Даниэль Акошали летом 2017 года участвовали в конкурсных торгах АЗС "Фаэтона" на Липовой Аллее. Вступить во владение оказалось не просто: даже через 7 месяцев после аукциона АЗС продолжали удерживать дружественные ему структуры. И даже право собственности на купленный лот зарегистрировать не удавалось: документы, поданные в МФЦ, были приостановлены Росреестром в связи с обременениями.
“
Большинство независимых сетей АЗС находится в критической экономической ситуации, учитывая, что правительство не хочет принимать оперативные решения, хоть мы и бьем в набат. Предложение о продаже региональной сети — это вполне отражающая действительность ситуация. Люди хотят продать. Вопрос: кто купит, потому что очень высокая цена. Если бы речь шла о закрытии, то было бы печально. А это пока первая ласточка, и, скорее всего, по этому направлению будет дефицит заправок.
Павел Баженов
президент Независимого топливного союза