Как обойти брата. Президент "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Кузяев — о конкуренции на рынке телекоммуникаций и новых проектах

Автор фото: Андрей Кузяев

Президент АО "ЭР–Телеком Холдинг" Андрей Кузяев рассказал "ДП", что собирается делать со своими конкурентами — "Ростелекомом" и "МаксимаТелекомом" и что еще можно построить на умирающем рынке телекоммуникаций.

Вы сейчас в Петербурге идете нос к носу с "Ростелекомом" по количеству абонентов. Стоит у вас цель догнать и перегнать его?

— Наша первоочередная цель — улучшение качества услуг и клиентского опыта. Мы полагаем, что в Петербурге качество нашей сети не соответствует принятым в компании стандартам, поскольку не вся она была построена нами, значительная часть была куплена. Поэтому сегодня мы активно занимаемся модернизацией сети.

Недавно вы выиграли конкурс на установку видеодомофонов в парадных. В центре городе есть участки, не покрытые вашей сетью. Проще ли будет зайти туда с оптикой, если вы сначала установите там видеодомофоны?

— Мы рассматриваем видеодомофоны как дополнительный сервис к нашему бизнесу. Возможно, в каких–то домах будем предоставлять только услугу домофонии. Если кто–то считает, что мы занимаемся этим направлением, чтобы попасть в те дома, где нас нет, то это не так.
Изначально у нас была проблема, связанная с отсутствием инфраструктуры. Поэтому одна из причин, по которой мы покупали активы компании "Акадо" в Петербурге, — это то, что у нее исторически все центральные районы были покрыты коаксиальной сетью. Сейчас мы проводим модернизацию этой сети и сможем значительно расширить свое присутствие в городе.

На нашем рынке есть еще кого покупать?

— Приоритетом для нас сейчас является органический рост. Все наши покупки были продиктованы правилом: если у тебя нет масштаба, ты не можешь окупить свои инвестиции. Кроме того, мы были достаточно слабо представлены в b2b–сегменте — до приобретения "ВестКолла". На сегодня программу–минимум мы выполнили. Наши дальнейшие шаги во многом зависят от того, как будет развиваться рынок. Не исключаем для себя возможности M&A, если это будет выгодно. Но ставку все же делаем на органический рост.
Для этого мы активно развиваем в Петербурге новые направления, например "Умные парадные" (речь об установке видеодомофонов и организации сопутствующих услуг. — Ред.). Это продукт, который в том числе мы придумали и развиваем в Петербурге. Он включает в себя видеонаблюдение в парадной и во дворе, открытие двери через мобильное приложение, Wi–Fi возле входа в парадную и т. д. Платформу для этого решения мы разработали в Новосибирске. В Северной столице будем оснащать 8,5 тыс. парадных, а всего их в городе около 80 тыс. Так что это только начало процесса.
Также сейчас разворачиваем новый проект в сфере Интернета вещей. В Петербурге будет установлено около 100 базовых станций, каждая способна принимать сигналы от 3 млн датчиков. Умножаем на 100 — получается огромная цифра. В первую очередь это проект для бизнеса, однако потенциально мы рассматриваем использование b2c–клиентами. Например, у вас есть кошка или собака, и вы ее отпускаете гулять, тогда вы сможете надеть на нее ошейник с трекером и следить за ней по телефону, скачав приложение.
Кроме того, мы приступаем к реализации проектов "умного квартала", которые позволят наладить обслуживание домов и их коммуникаций, собирать данные со счетчиков.

Этой темой сейчас активно занимается "Ростелеком".

— В этом и есть смысл рынка: игроки должны конкурировать своими технологическими решениями. Пока Интернет вещей в России — это около 20 млн sim–карт и ряд решений разного рода. Однако за 3 года количество таких подключений возрастет минимум в 10 раз. Предположу, что Интернет вещей по количеству соединений будет больше, чем Интернет людей. И на этом рынке места хватит всем.
Нам часто задают вопросы по поводу конкуренции с "Ростелекомом". Во–первых, это наш старший брат — пока мы в 10 раз меньше по выручке в масштабах страны. Во–вторых, мы все партнеры по рынку. Очевидно, и "Ростелеком", и МТС, и "МегаФон", и "Билайн" — это компании, которые будут двигателями роста рынка Интернета вещей. Кроме того, я уверен, появится большое количество новых игроков. Это будет высококонкурентный инновационный рынок.

Недавно ваша компания сообщала, что собирается активнее работать с застройщиками.

— Мы длительное время считали, что построили самые современные сети и активно инвестировать в строительство больше нет необходимости. Но затем поняли, что за 4 года в городах нашего присутствия количество домохозяйств выросло минимум на 20%, то есть там шла активная застройка. И мы изменили свое поведение — каждый год строим, подключая по всей России около 500 тыс. домохозяйств. Весь 2016–й и часть 2017 года мы экспериментировали и выяснили, что в тех домах, которые подключает к Интернету наша компания, удается достаточно быстро достигнуть высокого уровня проникновения — 30–40%. Таким образом, инвестиции у нас окупаются за 3–4 года. Поэтому сейчас мы приняли решение активно заниматься стройкой. Кроме того, мы ведем переговоры о партнерстве с "Ростелекомом", чтобы повысить эффективность работы обеих компаний. Чтобы мы не строили две дублирующие сети, а делали, например, так: 100 тыс. домохозяйств подключаем мы, 100 тыс. — "Ростелеком". Затем они оказывают услуги на нашей сети, а мы — на их. Это существенно сокращает затраты. В то же время мы создаем для наших клиентов разные возможности, продукты и услуги.

Вы занимаетесь разворачиванием Wi–Fi–сетей в крупных городах. И "МаксимаТелеком", которая работает у нас в метро, тоже строит федеральную Wi–Fi–сеть. Вы с ними пересекаетесь?

— Это вопрос о том, кто какой бизнес делает. Когда я 4 года назад пришел в телеком как руководитель, мне очень многие старожилы отрасли говорили, что рынок умирает и здесь нечего делать. Прошло 4 года — и что мы с вами видим? В телекоме появляется множество новых бизнес–моделей. "МаксимаТелеком" зарабатывает на рекламе. У них достаточно успешный проект по размещению Wi–Fi в московском транспорте. И мы с "МаксимаТелеком" при участии мэрии Москвы договорились, что будем работать на общей платформе, чтобы весь трафик поступал в единую систему. В Петербурге тоже ведем такие переговоры. С помощью Wi–Fi можно собрать важную для города информацию: сколько людей находится в центре, как они перемещаются, сколько гостей приехало в Пулково, куда направились. Это помогает властям работать над логистикой, инфраструктурой. Мы убеждаем власти по всей стране, что это взаимовыгодный проект и что (властям. — Ред.) необходимо взять на себя дополнительные расходы, если мы хотим создавать инфраструктуру "умного города".

Вы недавно повысили тарифы в Петербурге. Не боитесь оттока?

— Я вам задам такой вопрос: где абонент больше платит за Интернет — в Йошкар–Оле или Петербурге?

Очевидно, в Йошкар–Оле. В Петербурге один из самых низких ARPU (средний счет абонента).

— Он не просто один из самых низких в стране, а один из самых низких в мире. При этом нам необходимо вкладываться в развитие. Поэтому мы открыто говорим нашим клиентам, что поднимаем цены. Но в то же время обещаем, что будем существенно повышать качество наших услуг. Это и скорости, и отсутствие аварий, и дополнительные сервисы. У нас в нескольких десятках тысяч домов сети находятся в плохом состоянии — это сети тех компаний, которые мы купили. Поэтому компания направляет серьезные деньги на модернизацию — около 1 млрд рублей.Факты
О компании "ЭР–Телеком"
По данным компании, консолидированная выручка в 2017 году — 3,7 млрд рублей (рост за год на 19%), чистая прибыль — 1,1 млрд рублей (рост в 5 раз). Прирост был обеспечен на 8% органическим ростом и на 11% сделками M&A. По оценкам холдинга, на его долю приходится 11% российского рынка ШПД и 12% рынка платного ТВ. В Петербурге — второй игрок на рынке ШПД после "Ростелекома" с долей 33,2% на конец 2017 года, по данным агентства "Рустелеком".
Биография
Андрей" Кузяев
В 1991 году учредил и возглавил Пермскую товарную биржу, впоследствии реорганизованную в Пермскую финансово–производственную группу (ПФПГ), собственником которой является и сегодня. Один из основных активов ПФПГ — АО "ЭР–Телеком Холдинг". Также группа имеет проекты в нефтесервисе, финансовом секторе и недвижимости. В 1995–2003 годах был гендиректором "ЛУКОЙЛ–Пермь". До 2015 года был связан с "ЛУКОЙЛом" как менеджер.