Чтобы застроить Пулковские высоты, надо прекратить наблюдения в обсерватории. Пока этого не произошло, суд отменяет стройки. А Госстройнадзор согласовывает новые.
Президиум РАН заявил, что Пулковская обсерватория должна прекратить наблюдения за звездами. Если это произойдет, исчезнут основания для ограничений на застройку земель, находящихся в охранной зоне вокруг нее. Пока ограничения действуют, и суд отменил разрешение на строительство, выданное Setl Сity, хотя компания уже приступила к работам. По данным "ДП", на строительство в охранной зоне двум застройщикам недавно выдано еще четыре разрешения. Их перспективы неясны, как и перспективы самой обсерватории.
Речь идет о территории между Пулковской обсерваторией и Волхонским шоссе. В Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) она вся отмечена как зона жилой малоэтажной застройки и разбита на участки. В 2014 году был принят разработанный для всей этой территории проект планировки площадью 508 га.
Первым проектом, который стали реализовывать на этом участке, был "Планетоград" компании Setl City. Компания добилась поправок в ПЗЗ, поднявших высотный регламент для этой территории с 10 до 18 м, так как иначе проект, по ее оценкам, оказывался нерентабелен. Она получила разрешения на строительство и начала строить первую очередь комплекса. Однако градозащитники сумели отменить в суде разрешение на первую очередь и готовятся сделать то же самое с остальными.
Судебные баталии
Территория, подлежащая застройке, входит в охранную парковую зону Главной астрономической обсерватории (ГАО РАН). В 2016–2017 годах Куйбышевский районный суд, а затем в марте этого года и городской суд признали незаконным выданное Госстройнадзором разрешение на строительство. Для строительства в охранной зоне требуется согласие самой обсерватории, и, по ее внутреннему регламенту, для этого нужны заключения нескольких ученых комиссий. Новый директор Назар Ихсанов пренебрег ими и проект согласовал, однако суд не признал это согласование законным. По новому регламенту, принятому уже после суда, дирекция обсерватории может самостоятельно выдавать согласования. Но ПЗЗ все равно содержат требования, согласно которым в охранной зоне запрещается любое строительство, ухудшающее условия наблюдений. Не вполне понятно, кто должен приводить доказательства: сторонники строительства — что ухудшений не будет, или противники — что будут.
"Единственным основанием, по которому суд признал разрешение на строительство незаконным, является согласование строительства, выданное Пулковской обсерваторией, которое, по мнению суда, "нельзя признать законным" из–за нарушения внутренней процедуры согласования, установленной самой ГАО РАН", — говорят в пресс–службе Setl City. В компании настаивают, что реализация проекта происходит полностью законно, и планируют подать кассационную жалобу в президиум горсуда.
"В суде пока не оценивалось влияние решений о застройке на научные программы, — говорит экс–председатель Совета молодых ученых Пулковской обсерватории Александр Шумилов. — Сейчас оппоненты пытаются представить дело так, будто факт согласования сам по себе как бы доказывает отсутствие вреда для научных программ, но это не так, а если суд сочтет, что доказательства нужны, то понадобятся экспертизы".
С экспертизами, по его мнению, у суда могут возникнуть проблемы: астрометристов на планете всего около 100 человек.
Градозащитники не остановились на достигнутом и будут оспаривать в суде разрешения на вторую и третью очереди строительства. В Setl City утверждают, что регламент согласования обсерваторией был принят заново после первого процесса и следующие разрешения выдавались уже на его основе. Истцы не вполне согласны с этим: старый регламент, который предполагал получение одобрения ученых комиссий, Назар Ихсанов нарушил, говорит один из истцов, Анастасия Плюто, а новый, упрощенный, по ее словам, никому не показывают. В любом случае этот процесс рискует сильно затянуться — например, нужно определиться с правопреемником ныне расформированного ФАНО, которое было привлечено к суду.
Уже после всех судов, в конце мая, Госстройнадзор выдал еще несколько разрешений на строительство на спорных землях: два получили структуры Setl City, еще два, неподалеку, — АО "Пулково–цветы". Анастасия Плюто говорит, что активисты намерены оспорить и эти разрешения. Еще один процесс, об оспаривании проекта планировки территории, активисты на городском уровне тоже выиграли, но Верховный суд в конце мая решил иначе и истцам отказал.
К настоящему моменту застройщик заключил уже более 500 договоров долевого участия с покупателями квартир и возвел каркас домов. После проигранного процесса Setl City рассылала дольщикам "Планетограда" письма с извещениями о расторжении договоров, как это предписывает в таких случаях закон. В настоящий момент часть дольщиков уже расторгли договор и получили средства, часть договоров — в стадии расторжения, часть перешли на другие объекты компании, подтвердили в компании, не захотев раскрывать суммы выплат.
Мы не в Чили
В начале июня Президиум РАН постановил, что целесообразным является перевод астрономических наблюдений в течение 5 лет на другие базы, с лучшими условиями. Такие базы у Пулковской обсерватории есть на Кавказе и в Южной Америке.
"Многие научные наблюдения можно будет продолжать даже при полной застройке защитной зоны вокруг Пулковской обсерватории, — считает ее директор Назар Ихсанов. — Переезд сотрудников не предполагается, перевоз телескопов тоже. То, что сейчас работает, будет работать и дальше". Он, впрочем, признает, что новые базы для наблюдений еще предстоит модернизировать: "У обсерватории действительно на балансе числятся телескоп в Чили и несколько инструментов в Боливии. Но они старые и частично законсервированы — в Чили инструмент не работал с прихода Пиночета. Кроме того, в Боливии не самый лучший астроклимат", — заметил Назар Ихсанов.
"В Крыму астроклимат лучше, чем в Петербурге, но тоже не очень хороший, поэтому 6–метровый, по–прежнему самый большой в России, телескоп решили ставить на Кавказе", — говорит научный руководитель Института прикладной астрономии РАН Александр Ипатов.
"Астрономическое сообщество России будет выбирать, где развивать инструментальную базу. Пулковской обсерватории вначале нужно составить программу научного развития, чтобы мы видели, какие научные задачи обсерватория сможет решить, а уже после этого ставить вопрос инструментального развития", — заверил "ДП" вице–президент РАН Юрий Балега.
Через перенос места наблюдений проходили многие европейские обсерватории, считают в РАН. "Гринвичская обсерватория (открыта в 1675 году) стала музеем. Мадридская (открыта в 1790 году) и Парижская (сейчас старейшая из работающих обсерваторий, основана в 1667 году) как работали, так и работают, и никто их закрывать не собирается", — говорит Александр Ипатов. И Мадрид, и Париж наблюдения ведут в других, более благоприятных местах. Вести наблюдения в Петербурге удается лишь 40 ночей в году.
Однако экс–председатель Совета молодых ученых Пулковской обсерватории Александр Шумилов обращает внимание: все доводы в пользу переезда звучат из уст астрофизиков, которых условия в Пулково действительно не устраивают, а вот для астрометрических наблюдений этого вполне достаточно, и наблюдают они куда больше, чем 40 дней в году.
Базовые проблемы
"Чтобы оценить объем ресурсов, необходимых для переноса наблюдений, нужно для начала составить план и определиться, что именно Пулково хочет развивать на Кавказе, — говорит руководитель Горной астрономической станции ГАО РАН в Кисловодске Андрей Тлатов. — То ли они хотят продолжать наблюдения, то ли превратить Пулково в институт и только обрабатывать чужие результаты". Горная станция занимается наблюдениями за солнцем, но, по его словам, в принципе перенос реален. Однако проблема в общем состоянии станции, которая испытывает острую нехватку кадров и финансирования.
Расходы непосредственно на инструменты, по оценке Андрея Тлатова, могут быть относительно небольшими: например, на базе есть заброшенный павильон с недостроенным телескопом, который можно достроить примерно за 20–30 млн рублей, а новый телескоп с зеркалом диаметром 1 м стоит около 100 млн рублей. Но работать на этих телескопах по большому счету некому: зарплаты сотрудников значительно ниже, чем в Пулково, и вряд ли удастся кого–то переманить на эти деньги. По соседству есть еще целых три обсерватории. На обустройство полностью новой обсерватории может понадобиться примерно 2 млрд рублей, считает он. Модернизация Горной станции потребует меньших расходов.