"ВКонтакте" объявила о запуске платежной системы VK Pay и маркетплейса, к которому подключились около десятка компаний-продавцов. Насколько жизнеспособна очередная попытка соцсети монетизировать базу пользователей, покажет тестовый период, но участники рынка еще на старте проекта не ожидают появления "русского WeChat". Эту нишу в России грозит занять "Сбербанк Онлайн", да и средний чек в соцсети не превысит 300 рублей, уверены аналитики.
"ВКонтакте" запустила платежную систему VK Pay, с помощью которой пользователи смогут оплачивать услуги и товары внутри этой социальной сети. Соцсеть начала открытое тестирование платежной платформы 27 июня. Как уточнили в пресс-службе компании, в рамках пробного периода пользователи соцсети могут делать покупки и оплачивать услуги как в специальном разделе "ВКонтакте", так и на сайтах партнеров VK Pay.
"Одна из главных задач "ВКонтакте" — сблизить бизнесы самого разного масштаба и многомиллионную аудиторию социальной сети. Запуск платежной платформы VK Pay является важным этапом для окончательного формирования полномасштабной экосистемы электронной коммерции. Объединение коммуникационных и платежных функций сделает "ВКонтакте" крупнейшей площадкой для онлайн-торговли в России", — уверен управляющий директор "ВКонтакте" Андрей Рогозов
Маркетплейс на 100 млрд рублей
Первыми участниками маркетплейса на базе соцсети станут продавцы билетов на развлекательные мероприятия Kassir.ru и ShowGoGo, сервис продажи билетов OneTwoTrip, сервисы доставки еды Grow Food и Delivery Club, книжные платформы Bubble, "Литрес", а также сервис вызова врача на дом DOC+. Список партнеров с эксклюзивными акциями будет постоянно пополняться, а доступ к сервису постепенно появится у всей аудитории "ВКонтакте", заверили в пресс-службе.
"Для нас не имеет значения, кто именно будет продавать товары и услуги — агрегаты, конечные магазины или реселлеры. Соцсеть не будет зарабатывать на сервисе, для нас пока важна не монетизация а проверка идеи, тестирование механики и масштабирование проекта. Мы сфокусированы на росте", — пояснил пресс-секретарь соцсети Дмитрий Лушников.
В компании подчеркнули, что на начальном этапе комиссия за платежи взиматься не будет. Соцсеть планирует зарабатывать на крупных игроках, для которых будут действовать индивидуальные условия работы с платежной системой, заявил источник РБК в Mail.Ru Group. "Там могут быть как дополнительные комиссии, так и другие рекламные способы монетизации", — пояснил собеседник агентства.
Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group, заявляет прямо — у VK Pay есть потенциал стать одним из крупнейших игроков электронной коммерции в России. "Принимая во внимание аудиторию "ВКонтакте" и ее готовность к покупкам, можно говорить об объеме рынка в пределах 100 млрд рублей в перспективе нескольких лет", — предсказывает Горный.
Развитие системы VK Pay будет проходить в несколько этапов. Сначала возможность принимать оплату через социальную сеть "Вконтакте" получат все владельцы сообществ, которые часто используются как основной канал продвижения товаров и услуг малым и средним бизнесом, за успешные заказы администраторы будут получать сертификаты на рекламное продвижение. Ограничение на вывод средств из системы составит 200 тыс. рублей в месяц, максимальная сумма транзакции — 60 тыс. рублей.
"Мы решили начать с сообществ, потому что видим в этом большой рынок — сейчас это 490 тыс. сообществ, у которых есть товары. Они могли использовать таргетированную рекламу, мессенджеры для их поддержки, есть механизм с карточкой товаров, но нет самого главного — товар нельзя было купить напрямую", — пояснил Лушников.
Комиссия за ввод, вывод и перевод средств отсутствует как для покупателя, так и продавца благодаря Газпромбанку, который выступил партнером и взял на себя все расходы по уплате таких комиссий. "Совместные проекты, к реализации которых мы сейчас приступаем, полностью соответствуют программе технологической трансформации Газпромбанка", — отметил заместитель председателя правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс.
Сооснователь платежной компании "Интеллектуальные Платежи" Илья Беляев добавил, что запуск VK Pay особенно актуален на фоне роста популярности бесконтактных платежей от Apple Pay и Samsung Pay и появления в России китайской платежной системы WeChat. "С учетом многомиллионной базы пользователей "ВКонтакте" у VK Pay есть потенциал побороться за этот рынок, и первые шаги по позиционированию "ВК" как самостоятельной экосистемы уже сделаны. Тем не менее необходимо активнее работать с мерчантами и внедрять функциональность, схожую с WeChat", — добавил Беляев.
Русский WeChat от русской Alibaba
Сервис денежных переводов между пользователями "ВКонтакте" запустила еще осенью 2016 года. В марте агентство RNS сообщило, что "ВКонтакте" запустит платежную систему VK Pay на основе денежных переводов. Планировалось, что через VK Pay пользователи смогут оплачивать такси, доставку еды, бронировать отели или покупать билеты и получать за это кешбэк. В июне пользователи "ВКонтакте" обнаружили внутренние приложения для оплаты цифрового телевидения, Интернета, мобильной связи, штрафов ГИБДД, а также для покупки голосов "ВКонтакте" и оплаты игр от Mail.ru.
В итоге VK Pay появился спустя 2 месяца после анонса новой коллаборации на IT-рынке: в начале мая "МегаФон", Газпромбанк, "Ростех" и USM Holdings объявили о создании "МФ технологии" (МФТ) на базе Mail.ru Group для развития услуг в сфере цифровой экономики. МФТ неформально позиционировалась как "русская Alibaba" в противовес "русскому Amazon" — совместному проекту Сбербанка и "Яндекс.Маркета", в мае его начали тестировать под брендом "Беру".
Конкурентной борьбы за клиента между продуктом от "ВКонтакте" и новыми маркетплейсами ожидать не приходиться, в ближайшее время не будет и оттока аудитории на новую платформу, уверен гендиректор "InfoLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он отмечает, что китайская WeChat работает как глобальная система, платежи не замкнуты внутри нее, но администрации "ВКонтакте" придется масштабировать проект с учетом только своей аудитории.
Идея с запуском платежной системы "ВКонтакте" отличная, но смущают предыдущие неудачные попытки — запуск непопулярной платежной системы и виртуального оператора, подчеркивает Юрий Брюквин, глава агентства "Рустелеком". По его словам, аудитория "Вконтакте" огромная, но это специфичные пользователи, не имеющие прямого отношения к бизнесу и не заинтересованные в активных покупках с помощью соцсети."Судя по всему, аудитория, которая может платить, уже распределена по другим сервисам, а та, что нет, — не интересна как потребитель для этого сервиса. При этом идея такого сервиса напрашивается, хочется увидеть этакий WeChat в России, но привлечь пользователей-покупателей до сих пор соцсети не удавалось", — говорит Брюквин.
Все зависит от того, насколько такой сервис будет удобен и дешев для аудитории, насколько банку-оператору можно будет доверять и насколько этот банк будет готов масштабировать свой бизнес, считает аналитик. "У Газпромбанка ядро — 45 тыс. юрлиц, в основном средний бизнес, еще около 1 тыс. крупных корпоративных клиентов-холдингов. При такой аудитории переключиться на физлиц — значит делать совсем другой бизнес. Сейчас физлица в этом банке — зарплатные проекты корпораций. Догнать и перегнать Сбербанк они не планируют и вряд ли станут. К тому же стоит вопрос, будет ли ввод-вывод средств дешевым в ближайшей перспективе", — отмечает глава "Рустелеком".
Аудитория с тортиками
До формата WeChat пока очень далеко — это гигантская система, включающая в себя огромное количество разных сервисов, а сервис от Mail.Ru Group изначально ограничен аудиторией, считает Алексей Федоров, президент DIY-ассоциации и управляющий партнер ГК "220 Вольт".
"Проекту "ВКонтакте" до WeChat как до луны. Это такой Instagram, в котором, условно, девушки могут продавать друг другу самодельные тортики и купленные на Aliexpress платья. "ВКонтакте" уже неоднократно пытались сделать торговой площадкой, но ни одному из больших магазинов это не удалось. Люди в этой соцсети не нацелены на покупки, если не считать эмоциональных покупок, все тех же тортиков или подгузников в складчину. Полноценный маркетплейс на базе VK Pay — это утопия. Люди приходят в эту социальную сеть развлекаться, купить что-то за 5, 20, 50 рублей — средний чек, как мне кажется, в этом сервисе не будет больше 300 рублей", — уверен он.
WeChat, как подчеркивает Федоров, — это платежная система уровня Visa и MasterСard, в России ее аналогом может стать только Сбербанк. "Все уже давно сделано. 55% россиян ходят с картами Сбербанка и проводят платежи напрямую. Сбербанк уже доделывает эту систему в партнерстве с "Яндексом". Если же говорить о Газмпромбанке, который проводит платежи VK Pay, то он по факту выполняет задачу топ-менеджмента по росту выпуска виртуальных карт, расширения розничного бизнеса. При сравнении с реальными активными клиентами того же Сбербанка мы получаем разницу в аудитории, условно, в тысячу раз. Поэтому остается одна компания с амбициями сделать WeChat — Сбербанк. Остальные — мертворожденные истории в e-commerce и IT-бизнесе", — заключил глава ассоциации.
Александр Иванов, глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) также обращает внимание на аудиторию "ВКонтакте" — доля активных платежеспособных пользователей в соцсети невелика, при этом число конкурентов, подобных платежных сервисов и приложений банков растет ударными темпами. "К тому же у нас огромная проблема — падение покупательской способности, законодательные ограничения в электронной торговле и невысокая доля безналичных онлайн-платежей. У нас покупка онлайн — это 20-25% от всех покупок, во всем остальном развитом мире наоборот — 80%. До сих пор порядка 70-75% покупателей предпочитают покупки из заграничных магазинов с наложенным платежом. На этом фоне говорить о каком-то ожидаемом прорыве на этом рынке не приходиться", — резюмирует Иванов.
Нужно понимать, что аудитория "ВКонтакте" достаточно специфична, это не Facebook, где возрастная категория наиболее активных пользователей 25-45 лет, соглашаются в "Альпари". Во "ВКонтакте" львиная доля пользователей — подростки и молодые люди. Лавины платежей с их стороны ждать не стоит, они минимально платежеспособны. "Однако некоторое оживление со временем в финансовых показателях Mail Group можно будет увидеть, особенно если социальная сеть будет активнее привлекать пользователей старшего возраста. Не исключено, что сервис разовьется во что-то очень интересное, но пока далеко идущие выводы делать очень рано", — признается старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова.
Согласно данным опроса GfK Russia и "Яндекс.Маркета", покупки в интернет-магазинах в России оплачивают 19% респондентов 16-19 лет. При этом за первые 6 месяцев этого года число онлайн-покупок, которые россияне 14-18 лет оплатили через "Яндекс.Деньги", увеличилось примерно в 1,5 раза по сравнению с таким же периодом 2017 года. Среди молодежи 18-24 лет этот показатель вырос почти на треть. На вопрос про последнюю покупку молодые респонденты чаще всего отвечали, что она была спонтанной, сделанной в интернет-магазине своего города, в заказе был всего один товар — компьютер, смартфон или одежда.