Бренд торговой сети — такой же ценный актив, как ее помещения или оборудование, но после закрытия магазинов он часто остается без дела. "ДП" на примере "Метрики", "Техношока", "К-рауты" и сети "Дети" разобрался в судьбе их брендов и оценил, какие шансы у конкурентов захватить вакантный товарный знак.
За последние годы рынок Петербурга покинули несколько торговых сетей, которые на пике своего развития достигли масштаба федеральной сети. После закрытия магазинов зачастую от них осталось только название. Но бренд ретейлера — это не воздух, а такой же актив, как помещения или оборудование. Российское законодательство допускает возможность захвата товарных знаков, которые больше не используются. "ДП" вместе с Claims проанализировал, под какими известными вывесками могут открыться совсем новые компании.
Лучше пользоваться своим брендом
После поглощения "Евросети" ретейлером "Связной" все активы компании поделили поровну "Мегафон" и "Вымпелком". Если с разделением магазинов проблем не было, то вопрос использования бренда долго оставался открытым. В результате обсуждений стороны объявили о "заморозке" бренда. Но единственный механизм сохранения прав на товарные знаки закрывшейся сети — это продление исключительных прав на них, указывают в Claims.
В то же время знак, которым долго не пользуются, уязвим. К нему могут последовать иски о прекращении их правовой охраны вследствие неиспользования — лицо, которое докажет свою заинтересованность, сможет такой товарный знак отменить.
Примеры на рынке есть. Как писал "ДП", в прошлом году "Пивоваренная компания "Балтика" получила иск от индивидуального предпринимателя Павла Андреева, который пытался лишить пивоваров прав на товарный знак "Ленинградское". Пиво под этой маркой давно не выпускалось. История закончилась тем, что "Балтика" выплатила заявителю компенсацию в обмен на его отказ от своих притязаний, но смогла реанимировать бренд и поставила пиво с таким названием на полки магазинов.
"Если поклонник бренда или конкурент уверен, что права на товарный знак не будут продлеваться, он может подать заявку на регистрацию такого же или аналогичного обозначения в момент истечения действия товарного знака. Заявку можно подать даже раньше — например, за полгода или год до даты истечения — тогда к тому моменту, когда будет приниматься решение о регистрации нового знака, формальное препятствие к его регистрации исчезнет", — говорит Анастасия Кузнецова, партнер Claims. "Важно, чтобы в действиях такого лица не усматривались признаки недобросовестной конкуренции или злоупотребления правом", — подчеркивает она. Такое возможно, если из совокупности фактических обстоятельств следует намерение лица использовать чужую репутацию и известность ранее существовавшего бренда.