Блокатор бактерий и вирусов, 3D-принтер для печати керамических зубов, сеть праздничных семейных кафе — эти и другие проекты представили на суд жюри участники июньской Биржи стартапов.
По традиции «Биржа стартапов» началась рано утром в ресторане «Rыба». Презентации шести стартапов слушали 12 членов жюри, в том числе Мария Евневич и Владимир Маринович, представители Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА), акселератор iDealMachine и бизнес-инкубатора "Ингрия". Судя по итогам закрытого голосования бизнес-ангелов, победителем Биржи стартапов № 41 стала сеть детских праздничных кафе "Хомяк" Ирины Точилиной, однако еще три участника получили приглашения от инвесторов на встречу для переговоров о возможной сделке.
Сантехники из Интернета
Встречу инвесторов и соискателей инвестиций открыла презентация Евгении Духовниковой. На суд жюри она представила проект, который позволяет заказать услуги сантехников и электриков в Интернете. Клиент оставляет заявку на платформе, диспетчер передает ее свободному мастеру, после выполнения работ мастер перечисляет компании 25% от стоимости заказа. Презентацию проекта можно скачать здесь. "Мы позиционируем себя не как компания, а как альянс мастеров и бригад. В глазах наших клиентов это и есть наше конкурентное преимущество. Кроме того, компания предоставляет гарантию по договору", – объяснила Евгения членам жюри.
В стартап вложено 100 тыс. рублей. За месяц «Сантехэлектро» получает 15-18 заявок. Средний чек составляет 3 тыс. рублей. Бюджет самого большого заказа за время работы стартапа составил 32 тыс. рублей. Сейчас команда ищет 1,68 млн рублей на рекламу и модернизацию сайта и готова отдать инвестору 60% компании. По прогнозам основателя стартапа, деньги вернутся инвестору через год.
Читайте также:
Биржа стартапов
Как прошла "Биржа стартапов" № 40
"А где вы набираете мастеров?" – уточнил Михаил Раяк, начальник управления доролнительного профессионального образования университета ИТМО.
"Одного мастера я нашла в Интернете и работаю с ним уже 3 года. Другие – мои знакомые, с которыми и возникла идея создания проекта," – ответила Евгения.
"Сделайте личные странички ваших мастеров в Интернете и продвигайте их", – посоветовал он создательнице проекта.
На фото: на фото: Евгения Духовникова, Сантехэлектро
Владимир Маринович, председатель совета директоров Бизнес-школы «Вверх», посоветовал не идти по такому пути, а создать приложение. "Это будет некий Uber среди всех соперников. Вы будете работать, если перейдете с ручного в автоматизированное управление", – пояснил он. "Проект не выглядит инвестиционно привлекательным. Компания должна работать сама по себе, а если всем звонить, то звонилка отвалится", – поддержала его Мария Евневич, член совета директоров ООО «Максидом».
Представитель акселератора ФРИИ в Петербурге Алексей Комаров отметил, что стоимость привлечения клиентов быстро превысит средний чек.
Михаил Раяк, инвестор, декан Академии ЛИМТУ (ИТМО), предложил создательнице проекта подключиться к работе сайта, где уже есть 850 сантехников и строителей. "Чтобы выйти на хороший оборот, за год мы залили в подобный проект 10 млн рублей. Сейчас он приносит 1 млн рублей в месяц", – добавил он.
Неутешительно высказался и Сергей Фрадков, основатель и управляющий партнер iDealMachine. "Проект вроде работает с 2015 года, а фактических результатов нет: висит сайт, ценники указаны за 2015 год. Они ничего не пробовали, ничего не делали, но хотят взять с удовольствием денег и пойти работать. Чтобы бизнес выглядел привлекательным, для начала необходимо что-то сделать", – пояснил эксперт.
"Вам нужно найти каналы продвижения, увеличить обороты бизнеса и только после этого идти к инвесторам. Модель, где звонят и проверяют, сейчас не работает. Продукт для инвестора – это работающая компания", – резюмировала Луиза Александрова, председатель НП "Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов".
Скидка в кармане
Вторым на импровизированной сцене "Биржи стартапов" выступил Анатолий Беличенко. Он представил приложение Velvet, которое позволяет пользователям инвестировать в любое заведение, получая взамен скидки или предоплаченные услуги заведения. Клиенты получают скидку, бизнес – деньги на развитие новые проектов без выхода на ICO и привлечения крупных инвесторов за долю в компании.
"Свыше 80% людей не используют и половину скидочных и дисконтных карт. Velvet – это скидка, которая всегда в кармане", – начал свое выступление предприниматель.
Сейчас проект работает в демо-режиме. Есть приложение для iOS, система была протестирована в кинотеатре «Пилот 3D» в Гатчине. Стартап планирует зарабатывать на комиссиях с транзакций. В проект уже вложено 6 млн рублей. Инвестиции 12 млн рублей требуются для полномасштабного запуска системы, отладки и продвижения приложения. Инвестор получит 15%. По прогнозам основателей, вложения вернутся ему через 2 года. Презентацию проекта можно скачать здесь.
"У меня уже есть ряд инвесторов, которые готовы вложиться в проект, но не на этом этапе", – заявил основатель проекта.
Сергей Фрадков, основатель и управляющий партнер iDealMachine, отметил, что сегодня существуют сотни приложений со скидочными карточками, и посоветовал начать работать с конкретными бизнесами.
"Мы планировали 2 года назад ретейл с лицензией, с проработкой. Но эта сфера не является нашей аудиторией, потому что доля ретейла маленькая и составляет всего 2-3%. Мы не просто так придумали эту систему и упаковали ее уже в готовый инструмент", – пояснил Анатолий Беличенко.
Вопросов у членов жюри к основателю проекта было много. Наталья Поповиченко, вице-президент по экономике и финансам холдинга «Продовольственная биржа», и Мария Евневич поинтересовались, когда продукт станет интересен конечному потребителю.
На фото: на фото: Анатолий Беличенко, Velvet
"Буквально 3 дня назад одно интернет-СМИ опубликовало статью о нашем приложении. За 3 часа мы получили 13 тыс. просмотров и более 35 комментариев. Резонанс у людей материал вызвал. Я считаю, что это хороший прогноз," – рассказал Анатолий.
"У программ лояльности и подобных проектов есть одна общая проблема: бренды, работающие в похожих сегментах, не готовы вставать на одну площадку. Условно, «Рив Гош» не встанет рядом с «Летуалем». Как вы будете решать этот вопрос?" – обратился к проекту Алексей Комаров.
Мария Евневич объяснила, что большинство розничных сетей не готовы к дополнительной наценке на товары и услуги. И добавила, что существует множество других программ лояльности, которые конкурируют между собой.
"Может быть, в вас что-то есть, но мы этого не поняли, – обратилась к создателю проекта Луиза Александрова. – Когда предприниматель не может в 5 минут уложить презентацию бизнеса, значит, он не знает своего бизнеса".
Ее поддержал и Андрей Добрый, владелец интернет-компании PDG. "Вы говорили о технике, но не донесли до нас суть. Тема хорошая, но стоит вопрос с реализацией. Никогда не поздно поменять внутри какие-то механизмы и пойти в другую сторону," – отметил бизнес-ангел.
Зажим для ценников
Третьим на "Бирже стартапов" выступил Андрей Захаров, сооснователь компании по продаже оборудования для ценников. Проект "Арлекс" запустился в августе 2017 года и принадлежит выходцам из компании IndexEventus. Стартап, как и экс-работодатель основателей новой компании, поставляет различное оборудование для магазинов: ценникодержатели, информационные системы и другую рекламную фурнитуру для торговых точек.
"Мы давно работаем на этом рынке, общаемся со всеми компаниями и видим, какой процент они не могут обслужить", – отмечает востребованность своей компании Андрей Захаров. По его словам, сейчас на рынке существует дефицит данной продукции. Если закрыть его, компания может выручить около 20 млн рублей ежемесячно.
В проект уже вложено 3 млн рублей, а ежемесячный оборот компании составляет 5 млн рублей. В разработке у команды есть несколько новых видов ценникодержателей. Проекту требуется 23 млн рублей. Взамен команда готова отдать инвестору 20% компании. Деньги стартап вернет через 3 года. Вложения пойдут на создание собственной производственной линии. Презентацию стартапа можно посмотреть тут.
"Я готова посмотреть проект и изучить его детально, – сразу же поддержала проект Наталья Поповиченко. – «Арлэкс» интересен мне потому, что в одном проекте совмещен рынок сбыта и производства. Минус проекта – это репутация команды: они хулиганы, и непонятно, что от них ждать. Но рынок у стартапа есть однозначно. Мы уже обменялись контактами, теперь будем общаться. Если говорить о доле, которая предлагается, то она не существенна и является предметом переговоров".
На фото: на фото: Андрей Захаров, Арлэкс
"Вечный вопрос: кому принадлежит база контактов, тому, кто ее создает, или кто платит? – иронично заметила Мария Евневич. – Почему вы лучше?"
"Мы видели, где были ошибки компании. К тому же работали в разных сферах и знаем клиента со всех сторон", – уверенно ответил предприниматель.
Некоторые члены жюри посоветовали ему не обращаться к инвесторам, а взять кредит на оборудование. Луиза Александрова предложила пойти другим путем и сразу найти компанию, которая может предоставить нужное оборудование. "Найти инвестора в дивидендный бизнес под такую небольшую долю трудно. Инвестор вкладывает деньги в людей, и вся информация у них в головах. Купить людей невозможно, поэтому рычагов влияния нет", – предупредила проект она.
"У вас очень серьезные риски, – предупредила стартап Полина Лукьянова, представитель бизнес-инкубатора «Ингрия». – Один из них – компания, из которой вы все, как хулиганы, стащили".
"Непонятно, как вы будете позиционировать себя относительно вашей альма-матер. Почему они не могут привлечь 23 млн рублей и занять лидирующие позиции, на которые претендуете вы?" – поддержал Полину Лукьянову Алексей Комаров.
Однако стартап внезапно поддержала Мария Евневич, заявив, что "Арлекс" имеет перспективы на существование. "Потренировались на одной компании, сейчас будете делать работу над ошибками, и все у вас получится", – подчеркнула она.
Чеснок 2.0
Затем инвесторы увидели презентацию блокатора вирусов и бактерий, который представил на Бирже стартапов Александр Виноградов.
Команда, в которую входят директор химико-биологического кластера ИТМО и сооснователь проекта Aira.Life, разработала собственную систему борьбы с вирусами и бактериями. Продукция стартапа Nano Doctor представляет собой картридж с диоксидом хлора, который после активации защищает дыхательные пути от бактерий гриппа в воздухе.
"Упаковка вскрывается, и в мелких порционных количествах диоксид хлора высвобождается в атмосферу вокруг человека", – объяснил принцип работы блокатора Александр Виноградов.
В проект вложено $20 тыс. Команда уже продала тысячу блокаторов вирусов на московском рынке. Инвестиции $350 тыс. за 25% доли компании нужны для сертификации продукции, маркетинга, запуска производства и выпуска первой большой серии блокаторов. По расчетам основателей, проект должен окупиться за 2,5 года. Презентацию проекта можно посмотреть здесь.
Все члены жюри положительно оценили проект, однако их сильно удивила цена блокатора – 100 рублей. "Если бы мне сказали, что зимой ребенку в комнате можно повесить такую штуку и он точно не будет болеть, то я заплачу не 100 рублей, а 100 тыс. рублей. В чем подвох?" – удивился Алексей Комаров.
"Это та цена, при которой компания точно будет оставаться в плюсе. Какая может быть реальная цена – зависит от рынка, маркетинга, бизнес-плана", – объяснил принцип ценообразования создатель проекта. Тем не менее все члены жюри посоветовали поднять стоимость блокатора вирусов в магазине, чтобы подчеркнуть его ценность в глазах потербителя.
Проект поддержал Владимир Маринович. "У меня есть контакты Сергея Малоземова, автора программы "Идея на миллион" на НТВ, я обязательно вас познакомлю, и тогда будет возможность найти нужных людей", – добавил он.
"Если ваша штука ничего не делает, но будет хорошей легендой, вы сможете продавать. В проекте единственная ценность – это умение продавать, и я не увидела в компании компетенций, которые умеют продавать на том рынке, о котором вы говорите, – заявила Луиза Александрова. – Я не уверена, что для начинающей компании выходить на дешевый рынок – это правильно. Чаще всего в начале нужно выйти на самый дорогой рынок и иметь высокую маржинальность, а потом выходить в дешевый массовый сегмент".
Михаил Раяк отметил, что на одном блокаторе построить бизнес не получится. "Этот продукт имеет косвенные аналоги, например антивирусная оксолиновая мазь. Она пользуется спросом, она есть в аптечке у каждой мамы, но этот рынок минимальный. Если рассматривать ваш проект как бизнес, то блокатор – это лишь один из продуктов, который компания могла бы делать. Один этот продукт в отрыве от линейки – это не венчурная история, много денег на ней не заработаешь. Подобное надо выпускать в комплексе и делать что-то еще", – объяснил он.
Место для праздника
Однозначным лидером Биржи стал проект международной сети детских праздничных кафе. Членам жюри понравилась и четкая презентация соискательницы инвестиций, и сама бизнес-идея.
Первое кафе будущей сети Ирина Точилина запустила в 2011 году. Сейчас в Петербурге работают четыре площадки, еще восемь открыли франчайзи–сети не только в РФ, но и в СНГ. Всего в проект вложено 15 млн рублей. Команда является лауреатом всероссийского конкурса 100 лучших товаров России в номинации «Услуги для населения». Оборот компании за 2017 год составил 27 млн рублей. По словам создателя сети, рентабельность бизнеса составляет 30%.
"Мы – это синтез трех разных компаний: праздничное агентство, кафе и кондитерская. Родители могут заказать полный пакет в одном месте," – объяснила девушка.
Сейчас стартап ищет 40 млн рублей за 20% компании, чтобы открыть два новых ресторана в Петербурге и два в Москве, часть вложений пойдет на маркетинг и продвижение сети. Компания готова вернуть инвестиции в течение 3 лет. Презентацию проекта можно посмотреть тут.
"Наконец-таки нам показали реальный бизнес!" – выразил симпатию к проекту Сергей Фрадков, основатель и управляющий партнер iDealMachine.
Андрей Добрый тоже выразил симпатию к идее бизнеса, однако отметил, что попыток создать детские семейные кафе было много, но все они не увенчались успехом.
"Возможно, не хватило инвестиций. Мы тоже планировали развиваться естественным путем, продавать франшизы. В итоге все деньги я вложила в автоматизацию, укрепление сопровождения и открыла еще одну точку. Не хватает топлива, чтобы укрепиться и откусить кусок рынка," – ответила Ирина Точилина.
Большинство членов жюри посоветовали развивать бизнес по франшизе и отказаться от идеи привлечения инвесторов. В их числе был и Владимир Маринович. "Вам нравится много работать и мало зарабатывать. Когда вам это надоест – вы упретесь не в свою сеть, а во франчайзинговую," – заметил он.
"Пять лет назад консультировал вас по бизнес-процессам, приятно, что вы так выросли. Непонятно, зачем вам инвестиции, зачем отдавать долю такого прекрасного бизнеса инвесторам. Вам нужно развиваться с помощью франчайзинга. Это в перспективе выгоднее," – обратился к проекту Алексей Комаров.
На фото: на фото: Ирина Точилина, Хомяк
Ивесторов поддержала и Луиза Александрова. "Деньги не нужны, делайте ставку на франшизу. Франшиза – источник заработка, самый быстрый источник роста," – подчеркнула она.
"Вы занимаете вполне определенную нишу, явно востребованную у потребителя. Проекту требуется быстрое развитие, а для этого приходится искать инвесторов. Те, в свою очередь видят в нем перспективы стремительного роста. Понравилась презентация, понравилась концепция, все хорошо", – не согласился с коллегами Сергей Фрадков.
Зубы из принтера
В финале июньской «Биржи стартапов» выступила Екатерина Баранова со своим стартапом для стоматологий. Проект запущен в январе 2018 года студентами СПбГУ. Команда стартапа разработала систему высокоточной лазерной 3D-печати с использованием керамического материала, то позволяет печатать зубные коронки за 40 минут. По замыслу создателей, проект монетизируется за счет продаж принтеров, работающих на основе этой технологии, стоматологическим клиникам.
"Сейчас зубные техники затрачивают на изготовление зубов недели, мы предлагаем новую технологию и новый материал. Это будет быстрее и дешевле, а по качеству ничем не уступает старой технологии," – отметила преимущества своего проекта Ceramic Prints Екатерина Баранова.
Пока продаж у проекта нет. Команда ищет 3-5 млн рублей и предлагает инвестору 7% компании. Деньги пойдут на патентование продукции, маркетинг, закупку комплектующих для принтеров и продажи. Сборка принтеров будет осуществляться в Петербурге. Создатели уже вложили в стартап 300 тыс. рублей. Презентацию проекта можно скачать тут.
На вопрос Михаила Раяка о способе отверждения материала создательница проекта пояснила, что материал отверждается в печи и над формой работают химики.
"Ваш конкурент из Германии не спекает материал, потому что изменяется геометрия. Это происходит настолько часто, что нет прибыли. Вам нужен зубной техник, который работает с врачами и знает, что врач никогда не купит такой зуб. Зуб стоит 20-30 тыс. рублей, и если будет ошибка, то придется продавать всю клинику, чтобы рассчитаться. У вас новый материал, хотелось бы больше узнать именно про него", – обратился к стартапу Михаил Раяк.
"Мы продаем сам принтер", – ответила Екатерина Баранова.
"Врач не купит принтер. Рынок разделен: техник делает зубы и не пачкает помещение, а в чистом помещении работает врач. Врачу некогда заниматься литейкой", – подчеркнул инвестор.
На фото: на фото: Екатерина Баранова, Ceramic Prints
Другие члены жюри поддержали проект. Владимир Маринович пригласил стартап за стол переговоров. "За 3D-принтерами и за печатью будущее. Я уверена на 100%, что через 5 лет все зубы будут печататься на нанопринтерах. Рецепт успеха здесь – успеть «вскочить» в бизнес, это дорогого стоит. Сами создатели слишком молоды, так что им чуть-чуть еще придется поработать над своей идеей", – отметила Наталья Поповиченко.
Луиза Александрова посоветовала обратиться в фонд содействия инновациям, получить грант и отладить технологию. "У вас пока нет технологии, у вас есть ее идея. Когда будет технология, тогда можно идти к инвестору," – добавила она.
"Приятно, что нас посещают молодые девушки со стартапами, – поддержал Екатерину Алексей Комаров. – Вам нужен зубной специалист, и только он поможет сделать ваш проект именно бизнесом".
"Подобный проект в 2011 году был проинвестирован Фондом предпосевных инвестиций. Компания фрезировала и спекала зубы из циркона. Но возникли проблемы: отсутствие медицинской сертификации и интереса со стороны врачей. Им проще работать с зубными техниками. Этот проект перепрофилировался на высокоточную металлообработку. У Ceramic Prints интересна сама технология создания высокопрочных вещей, и здесь тоже можно найти другую область применения, например столовые приборы", – поделился опытом Михаил Раяк.
Доходность должна быть выше
"Когда вы ищете инвестиции, вы говорите с людьми, у которых есть деньги. Вы должны предоставлять серьезную информацию и показывать, как инвестор может заработать. Это общая болезнь стартапов, потому что всем трудно донести мысль, зачем нужны деньги, – обратился к участникам июньской "Биржи стартапов" Сергей Фрадков. – Сегодня была только одна такая презентация – "Хомяк". Для человека, который хочет вложить деньги в развитие франчайзинговой сети, – это великолепный выбор. Все остальное не является объектом инвестиций".
"Главный минус презентаций – это отсутствие понимания у участников сути проекта, того, что именно они предлагают инвестору. Основная масса проектов показывает доходность ниже, чем депозиты в наших топовых банках. При таких условиях любому человеку легче положить деньги в «Сбербанк», чем вложить их в проект. Нужно принимать взвешенное решение и не питать иллюзии по поводу своего бизнеса", – резюмировала выступления Наталья Поповиченко.
В жюри июньской Биржи стартапов были:
1. Михаил Раяк, начальник управления доролнительного профессионального образования университета ИТМО
2. Мария Евневич, член совета директоров ООО «Максидом»
3. Владимир Маринович, председатель Совета директоров бизнес-школы «Вверх»
4. Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора «Ингрия»
5. Алексей Комаров, предприниматель, специалист по отладке бизнес-процессов, трекер Акселератора ФРИИ
6. Луиза Александрова, председатель НП «Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов»
7. Андрей Добрый, владелец интернет-компании PDG
8. Сергей Фрадков, основатель и управляющий партнер iDealMachine
9. Наталья Поповиченко, вице-президент по экономике и финансам холдинга «Продовольственная биржа»
10. Елена Матусова, директор по стратегическому маркетингу ООО «Любавушка Ритейл Груп»
11. Артемий Смирнов, главный редактор газеты «Деловой Петербург»
12. Георгий Вермишев, редактор отдела аналитики газеты «Деловой Петербург»
Следующая "Биржа стартапов" пройдет 19 июля. Заявки от проектов "ДП" принимает до 12 июля на почту:
anastasia.zhigach@yandex.ru. В заявке надо указать название проекта, контактный телефон, ФИО и возраст руководителя, краткое описание проекта, год запуска проекта, есть ли продажи, сумму необходимых инвестиций, предлагаемый за них процент компании, время, за которое стартап планирует вернуть деньги, и сумму, которую в итоге заработает со стартапом инвестор.