Конкуренция гигантов. Илья Стогов о книге Рида Такера "Marvel vs DC: Великое противостояние"

Автор фото: Алена Марченко, fandom.wikia.com/

 

Вы никогда не думали над тем, что было бы, если в ответ на вырубку лесов природа оказалась бы способна взять, да и напалмом выжечь человеческие города? Или как выглядел бы мир, если бы игрек–хромосомы исчезли, и все существа на планете оказались бы женского пола? Ну или если бы в Пунических войнах победил не Рим, а Ганнибал, после чего признаком высшей расы считались бы уже не белые волосы и голубые глаза, а, наоборот, африканские губы и черная кожа?
Было время, и такими вот вопросами всерьез интересовались вполне себе серьезные литераторы. Но больше не интересуются. Даже если не брать современную русскую прозу, давно уже дегенерировавшую до каких–то трудновообразимых низот духа, крупные мировоззренческие проблемы не интересуют сегодня даже и авторов глобальной литературы. А вот авторов графических романов интересуют. Если вы не поняли, то "графический роман" — это, проще говоря, комикс.
Я покупаю комиксы уже лет двадцать. Дома под комиксы у меня отведено несколько больших книжных шкафов. Среди роскошно изданных томиков есть те, что говорят о мультикультурализме ("Сага" Брайана Вона) и авторитарной власти ("Архангел" Уильяма Гибсона), границах возможностей для науки ("Манхэттенские проекты" Хикмана) и тотальной зависимости от гаджетов ("Токийский призрак" Ремендера). Есть в моей коллекции комиксы о падении Берлинской стены или современном исламе, хотя есть и просто увлекательные: можно ли использовать машину времени для секс–туризма? Или вот еще: а давайте представим, будто четыре всадника Апокалипсиса разругались между собой и устроили гражданскую войну: три против одного. Кроме всего прочего, комиксы — это ведь красиво. Издающиеся иногда даже по–русски порнороманы Мило Манары можно разглядывать буквально часами.
Комикс–бум длится у нас в стране уже лет семь, не меньше. Но как–то истолковать данный феномен критики оказались не в состоянии. Все до единой попытки написать о комиксе по–русски оказались не просто провальны, а как–то прямо стыдно провальны. Но вот буквально на днях вышла книга Рида Такера "Marvel vs DC: Великое противостояние". Не лишенное недостатков, но все же очень качественно написанное введение в проблематику.
Такер сосредоточился всего на одном (хотя, может быть, и самом ярком) моменте: конкуренции двух гигантов этой индустрии. Его книга — это не только рассказ о том, как молодые негодяи Халк с Человеком–пауком сумели свалить и насмерть затоптать почтенных патриархов Супермена и Бэтмена. В каком–то смысле это анализ того, в какую сторону вообще развивалась культура последние лет семьдесят. Как гении–одиночки умирали в нищете, а производство культуры превращалось в командную игру с четким разделением ролей и процентов прибыли. Как все более бесстыдно деньги провозглашались единственным критерием качества (кто самый главный современный писатель? — тот, кто получил литературную премию с самым крупным призовым фондом). И как в итоге именно комиксы стали единственной мифологией наступившего XXI столетия. Фамилий современных писателей ни один нормальный человек вспомнить давно уже не в состоянии. Но вот сюжеты комиксов сегодня известны куда лучше, чем догматы некоторых религий, насчитывающих тысячи лет истории.
Кроме всего прочего, книга Такера позволяет многое понять и о будущем русской литературы. В смысле что никакого будущего у этой литературы, разумеется, и нет. Тоскливая, косноязыкая, не способная ни закрутить внятный сюжет, ни поставить серьезный вопрос, комиксам эта словесность по всем критериям, конечно, проигрывает. Тем, кто станет сомневаться, я бы посоветовал взглянуть на тираж. У книги Такера он почти в 3 раза больше, чем у последнего романа самого главного отечественного романиста… черт, опять забыл, как там его фамилия.