ЗАО "СММ", крупный участник российского рынка портальных кранов, осваивает новую нишу портового экологического оборудования емкостью около 10 млрд рублей.
Первым заказчиком компании стало ПАО "Мурманский морской торговый порт" — стивидорная компания, принадлежащая группе "СУЭК", крупнейшему производителю угля в России. СММ должен установить вдоль угольного терминала порта пылезащитное ограждение длиной 2,5 км, высотой 20 м и стоимостью 650 млн рублей.
"Фактически пылезащитное ограждение — это 20–метровые столбы, между которыми проложены специальные перфорированные изогнутые листы. Стена благодаря своей форме и множеству отверстий снижает давление воздушного потока, пыль оседает, а дальше проходит только воздух", — объясняет генеральный директор СММ Олег Титберия. При этом основной профиль компании — проектирование и строительство портальных кранов, в том числе для портов и верфей. Петербургское предприятие выполняет около 90% всех существующих заказов в России.
По словам Олега Титберии, рынок пылезащитных ограждений для причалов в ближайшие годы окажется по–настоящему перспективным — на волне общего тренда заботы об экологии и реальных проблем с угольной пылью в торговых портах по России.
Производство пылезащитных ограждений СММ планирует наладить в Сосновом Бору, на приобретенной несколько месяцев назад у ООО "Невопласт" площадке. Стоимость территории 7 га с крытыми цехами общей площадью около 16 тыс. м2 Олег Титберия называть отказался, но уточнил, что вложения, не считая покупку станков, планирует окупить за 3 года.
Основной продукцией новой площадки завода станут металлоконструкции для кранов. В СММ уверены, что Мурманский порт не останется их единственным заказчиком.
Сейчас в России уголь отгружают более 20 портов. Оборудование всех угольных терминалов по технологии, предлагаемой СММ, обойдется в сумму до 10 млрд рублей, оценивают эксперты.
Компания ведет переговоры со стивидорами Петербурга и портовыми операторами на Дальнем Востоке. Некоторые порты уже пытались бороться с пылью, устанавливая стены, но ограждения в мурманском порту — самый дорогостоящий проект.
Так, осенью прошлого года ОАО "Ванинский морской торговый порт" (также частично принадлежит СУЭК) установило железобетонные ограждения высотой лишь 2 м, протяженностью 3,3 км и стоимостью 45 млн рублей.
Но ограждение в Ванино — одно из средств борьбы с пылью наряду с водяными пушками и вакуумными пылесосами, поэтому сложно говорить о его индивидуальной эффективности.