Имущество НПЗ "Волховнефтехим" с недавним оборотом 9 млрд рублей в год подешевело с 4,5 млрд до 1,3 млрд рублей, но продать его без прежнего пула клиентов непросто.
Имущественный комплекс нефтеперерабатывающего завода "Волховнефтехим" будет 5–й раз выставляться на продажу, причем с 2017 года он подешевел с 4,5 млрд до 1,4 млрд рублей, следует из данных единого федерального реестра сведений о банкротстве. Заявки на участие в торгах принимаются с 16 июля. Участники рынка считают, что работу завода подкосили потеря госзаказчиков, малые объемы производства и ситуация на рынке.
Маленький завод
"Волховнефтехим" — это небольшой НПЗ, он был запущен в конце 2011 года. Объемы переработки составляли 500 тыс. т сырья в год (закупалось у "Роснефти"). Инвестиции в запуск составили 8 млрд рублей, из них 6 млрд — кредит ВТБ. Учредитель "Волховнефтехима" — кипрская "ТКБ Пасифик Уолдвайд Рифайнери", ее владелец — бывший глава "ЛУКОЙЛ–Бункера" Константин Тихомиров. Он же являлся генеральным директором "Волховнефтехима".
НПЗ выпускал топочный мазут, судовое топливо, а также прямогонный бензин. По сути это полуфабрикат, топливо низкого качества, поясняют участники рынка. В перспективе планировалось увеличить мощности вдвое, инвестировать 12 млрд рублей в более глубокую переработку сырья, но расширение так и не состоялось. В 2014 году ВТБ предоставил "Волховнефтехиму" новый кредит на 700 млн рублей. Но финансовое положение завода ухудшилось. Оборот компании в 2013–2014 годах составлял около 9 млрд рублей в год, она сотрудничала с госструктурами ("Росморпорт", "Енисейречтранс"), но сейчас эти клиенты потеряны. В 2015 году выручка упала до 5,7 млрд рублей.
По данным СПАРК, в 2013 году убыток составлял 1,5 млн рублей, в 2014–м — 227 млн рублей. В 2015 году компания потеряла уже 5 млрд рублей, а в 2016 году была объявлена банкротом. Ее долги составляют 10 млрд рублей, в том числе перед ВТБ — 6,5 млрд рублей. В настоящее время имущество завода находится в залоге у ВТБ. Кроме того, 1,7 млрд рублей с "Волховнефтехима" требует Константин Тихомиров.
Ненужный продукт
"На мини–НПЗ очень сложно достичь такого уровня переработки нефти, который позволит предприятиям выпускать нефтепродукты, соответствующие требованиям технического регламента, то есть качественную продукцию", — говорит первый заместитель генерального директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов.
Кроме того, законодательство в отношении качества выпускаемых в оборот нефтепродуктов ужесточилось. В настоящее время запрещена продажа на АЗС нефтепродуктов ниже 5–го класса. Нефтепродукты 3–го и 4–го классов (те, что делал "Волховнефтехим") можно попытаться продать на экспорт, где эта продукция покупается для дальнейшей переработки.
Однако для мини–НПЗ выход на экспортные поставки практически закрыт, отмечает эксперт. Таким образом, мелким производителям остается работать на серый рынок.
"Из–за снижения экспортных пошлин и роста налога на добычу полезных ископаемых производство нефтепродуктов на мини–НПЗ нерентабельно. Закономерно, что владельцы завода не могут найти покупателя", — говорит Михаил Туркалов, эксперт компании "Аналитика товарных рынков". По его словам, инвестировать в модернизацию нет смысла из–за малых размеров НПЗ, покупать под нефтебазу невыгодно из–за высокой цены.
Ситуация на рынке неоднозначная, говорит аналитик АО "Финам" Алексей Калачев. Вслед за ростом нефтяных котировок и падением курса рубля выросли оптовые цены на все нефтепродукты. Биржевая цена мазута выросла с начала года на 60%, до 17,3 тыс. рублей за 1 т. Но вслед за подорожанием нефти выросла и себестоимость производства, добавляет эксперт.