Год назад правительством РФ была анонсирована программа по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике, а в 2018-м разработан "План мероприятий по направлению "Кадры и образование". Суть изменений заключается в необходимости разработки такой системы, при которой обучение должно встраиваться в контекст бизнес-процессов и создавать систему преемственности, постоянно обновляемую и дополняемую. Ведь проблема обучения сегодня — это не передача знаний, а степень вовлеченности персонала в процесс реализации навыков на практике. В большинстве случаев полученные знания не внедряются в полной мере из-за того, что изменения лежат на стыке компетенций. Отдельный специалист не обладает необходимым функционалом, и применять можно только знания, полученные командой комплексно. Поэтому перед образовательными учреждениями стоит задача создать такую среду, в которой теория становится частью практики через обучение группы без отрыва от производства. А результатом является командная работа по внедрению изменений в компании и передача навыков коллективу.
Чтобы соответствовать запросам времени, Международный Банковский Институт предложил рынку комплексную программу нового поколения MBI Control. В основе разработки — синтез академических знаний и практического решения стоящих перед компанией задач. Мировой опыт, академические знания и специализация экспертов на конкретных рынках создают среду университетского обучения нового типа. За год по этой программе уже обучились несколько крупнейших бизнес-структур, и на их примере мы видим, как на практике возможно внедрение нового подхода к обучению.
Мы предложили простой и эффективный механизм обучения: работодатель ставит стратегические задачи, которые группа должна решить и внедрить с помощью обучения. За ней закрепляются два куратора: один дает теорию и практику внедрения, второй — руководитель из компании — помогает группе скорректировать полученные знания и внедрить в операционный процесс созданные ими проекты. Для работы используются образовательные среды премиум-класса: ведущие бизнес-площадки двух столиц. Доступ к обучению осуществляется с любого электронного устройства, из любой точки мира. Группа и работает, и обучается одновременно. Сила такого подхода — в сотрудничестве, совместной работе, вовлеченности и внедрении знаний на практике. В разработанной нами системе индивидуальный подход становится частью групповой практики, и знания остаются внутри коллектива, даже если кто-то из прошедших программу уходит из компании. Комплексное обучение команды с разделением задач дает возможность внедрить проект любого уровня сложности за счет междисциплинарности, помноженной на сектор узких компетенций каждого участника.
Собственная интерактивная информационная среда обучения позволяет дистанционно получать консультационную поддержку преподавателей и экспертов в личном кабинете, без отрыва от рабочего процесса. Прозрачная система наблюдения обеспечивает контроль: руководитель может в любой момент времени проверить, как учится сотрудник и насколько он вовлечен.
Когда уровень знаний сотрудника повышается, мы расширяем его зону ответственности и помогаем внедрить передовые знания в работу компании. Результат: проект, подготовленный группой в ходе обучения, внедряется в существующие бизнес-процессы, и общие навыки становятся частью единой системы наставничества на предприятии. Ну и поскольку для каждой среды нужны свои компетенции, помимо профессорско-преподавательского состава необходимо привлекать экспертов-практиков с узкой специализацией. Бизнес-консультант помогает группе развить идею и сформировать проект с учетом передовых теоретических разработок и мировых бизнес-практик рынка (будь то морские перевозки, банковские услуги, атомная промышленность), а куратор из компании отслеживает реальность внедрения проекта и KPI и помогает адаптировать инновации к существующим бизнес-процессам.
Таким образом, опыт внедрения нашей программы показал, что новый формат университетского образования, ориентированного на развитие цифровой экономики и бизнеса, не только реален, но и достаточно востребован.
Автор — доктор экономических наук, профессор, ректор "Международного банковского института" Мария Сигова