В город пришла федеральная сеть экомагазинов "Зеленая улица", которая делает ставку на торговлю орехами. В открытие ее первой точки на 7–й линии В.О. вложено 1,5 млн рублей.
Это первая петербургская точка одноименной розничной сети из Ульяновска, которая в общей сложности включает около 30 магазинов в Москве, Казани, Самаре. Магазин занимает площадь 25 м2. По словам основателя "Зеленой улицы" Валентина Глухова, до конца года в Петербурге может появиться еще пять торговых точек. Сейчас предприниматель рассматривает несколько помещений. В зависимости от состояния площадки открытие магазина обходится в 1–1,5 млн рублей.
Главный продукт
"На поиск помещения требовалось время, ведь нас интересовал не только плотный пешеходный трафик, но и наличие витринных окон, которые не свойственны архитектуре Петербурга, — говорит Валентин Глухов. — Но город большой, а арендные ставки здесь приемлемые".
Сеть "Зеленая улица" (ООО "Зеленая улица") появилась в 2012 году. Изначально она специализировалась на розничной продаже орехов, сухофруктов и ореховых смесей, однако со временем заметно расширила ассортимент, включив крупы, каши, натуральные соки, фермерскую продукцию, косметику, бытовую химию и пр. Всего в каждом магазине представлено более 2,5 тыс. товарных наименований. По словам основателя компании, большинство продуктов поставляют из Центральной России и с Урала. Часть из них производят, например, в Ульяновске: макароны, крупы и мед. Но есть в продуктовом ряду исключение. "Нашу фермерскую молочную продукцию мы вряд ли сможем довезти до Петербурга", — сетует предприниматель.
С точки зрения Валентина Глухова, от других петербургских экомагазинов компанию по–прежнему отличает широкий ассортимент орехов и сухофруктов. При этом средний чек в петербургском магазине составляет 300 рублей, тогда как в других российских городах варьируется в диапазоне 270–430 рублей. Кроме того, сейчас компания работает над развитием франчайзингового направления.
Закуска к пиву
В Петербурге существуют десятки магазинов, где представлена вегетарианская и веганская продукция. В их числе сеть "Клевер", "Зеленый", "Веганика", "Джаганнат", "Ади" и многие другие. Более того — в городе существуют целые улицы, где сформировался вегетарианский кластер. Например, Гороховая улица и Загородный проспект. По словам участников рынка, рынок перспективен и продолжает расти.
"Не думаю, что орехи можно найти во всех петербургских экомагазинах, например, у нас они есть. Орехи пользуются спросом — их хорошо покупают. В основном их выращивают в Узбекистане и Армении", — рассказывает Наталия Волкова, владелица экомагазина Organica. Между тем в Петербурге работает ряд специализированных интернет–магазинов, где также можно приобрести орехи и сухофрукты, например "Витафрут", "Фундук", "Солнцефрукты" и многие другие.
Как рассказали представители интернет–магазина "Фундук", который работает в премиум–сегменте, наибольшим спросом пользуются макадамия, пекан, миндаль, кешью и пр.: "Чаще всего к нам обращается публика, которая относится к потреблению орехов с пониманием, а не использует их как закуску к пиву".
По оценке исследовательской компании GfK, в 2017 году потребление орехов в натуральном выражении выросло на 17%. На несоленую продукцию приходится 73% общего объема. При этом наибольший интерес покупатели проявляют к грецким орехам, фисташкам, соленому и несоленому арахису. Емкость российского рынка орехов в 2017 году составила более 63 тыс. тонн, или более 30 млрд рублей в денежном выражении.
Объем рынка диетических продуктов и полезного питания в Петербурге может достигать 3,5–4 млрд рублей. По оценке экспертов, ежегодно он растет примерно на 10%.