Частные перевозчики один за другим тратят миллиарды рублей на покупку газовых автобусов, содержание которых обходится не намного меньше, чем дизельных.
Вслед за ГУП "Пассажиравтотранс", увеличившим в этом году парк газовых автобусов до 163 машин, газомоторный транспорт приобретают и независимые игроки рынка.
Так, крупнейший в городе частный перевозчик "Питеравто" рассказал "ДП" о планах по закупке 150 газовых низкопольных автобусов ЛИАЗ–5292.67.
Сумма контракта, по словам директора по организации перевозок транспортной компании Романа Юренева, составит около 1,7 млрд рублей. Поставщиком автобусов выступит группа "ГАЗ". Дальнейшие подробности сделки в "Питеравто" раскрывать не стали.
Ранее АО "Третий парк" сообщило о планах по строительству к 2023 году в Коломягах и на Ржевке автопарков, которые обслуживали бы газовый транспорт. Перевозчик планирует купить 156 автобусов на компримированном природном газе (метане). Общий объем инвестиций в проект составит 2,7 млрд рублей. На сегодняшний день в Петербурге уже ездят 45 принадлежащих "Третьему парку" автобусов на газу.
Мнимая выгода
Эксперты сходятся во мнении: газомоторный транспорт гораздо более экологичен, чем дизельный. Однако ажиотаж вокруг газовых автобусов со стороны независимых перевозчиков выглядит необычным, ведь такой транспорт обходится компаниям в большую сумму, чем привычные дизельные автобусы.
И хотя, по подсчетам некоторых экспертов, экономия расходов на топливе составляет около 35% по сравнению с дизелем, в "Третьем парке" говорят о многочисленных дополнительных издержках при переходе на газ.
"По факту экономия затрат на дизтопливо перекрывается дополнительными расходами на содержание газомоторной техники, расходами на реконструкцию производственной базы, а также дополнительными пробегами из–за неразвитости сети газовых заправок", — рассказал "ДП" заместитель генерального директора "Третьего парка" Александр Хазов.
Правда, другой крупный перевозчик — ООО "Петербургская транспортная компания" сейчас не рассматривает покупку газовых автобусов. Пока нет нужды обновлять парк, объясняет замглавы компании Леонид Чурилов. К тому же перевозчик работает в связке с одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов — ЗАО "ПТК", и переход на газ — явно не в приоритете.
По желанию властей
О переводе пассажирского транспорта на альтернативное топливо федеральные власти заговорили уже давно. Так, в 2013 году вышло распоряжение правительства РФ №767–р, согласно которому к 2020 году в городах–миллионниках до половины пассажирского транспорта планировалось перевести на газ.
Однако в рамках городской программы по внедрению газомоторного топлива финансовая поддержка частных перевозчиков не предусматривается, сообщили "ДП" в комитете по транспорту. Об отсутствии значительных преференций говорят и сами перевозчики. Владельцы газовых автобусов освобождаются от уплаты транспортного налога. Однако в масштабах общих расходов транспортного предприятия это капля в море.
По словам Александра Хазова, решение его компании о строительстве парков и покупке газовых автобусов не в последнюю очередь объясняется требованиями городских властей. И, хотя город еще не сформулировал до конца план по переводу транспорта на экологичное топливо и строительству необходимой инфраструктуры, перевозчики стремятся соответствовать ожиданиям властей. Ведь именно от чиновников зависит распределение между компаниями городских маршрутов.