По данным НБКИ, по итогам II квартала в России число выданных кредитных карт выросло на 59,1%. В Петербурге динамика схожа с общероссийской — рост составил 59,2%. Игроки рынка связывают такую динамику со снижением ставок и восстановлением потребительской уверенности.
Российские банки выдали во II квартале 2018 года на 59,1% больше новых кредитных карт по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, подсчитали в НБКИ (Национальное бюро кредитных историй). По данным 4,1 тыс. кредиторов, передающих сведения в НБКИ, в апреле-июне 2018 года количество выданных новых кредитных карт составило 2,42 млн штук.
В Петербурге показатель схожий, за II квартал петербуржцы получили на 59,2% больше кредитных карт, чем годом ранее.
Опрошенные "ДП" банки соглашаются со статистикой НБКИ и действительно фиксируют рост выдачи кредитных карт.
Так, в Альфа-Банке в Петербурге выдача кредитных карт увеличилась на 110% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За II квартал банк выдал 19,2 тыс. новых кредитных карт. Средний чек по кредитным картам во II квартале увеличился на 16% по сравнению с первым и сейчас составляет 108 тыс. рублей.
Ситибанк в Петербурге за II квартал выдал на 68% карт больше, чем за первый, и на 132% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Выдача карт во II квартале в Сбербанке в Петербурге выросла на 27% и составила 57,2 тыс. штук. Средний кредитный лимит на одну карту во II квартале вырос на 23% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 116 тыс. рублей.
Потребитель стал увереннее
Банкиры и аналитики объясняют высокие темпы выдачи кредиток снижением ставок, развитием продаж через Интернет, активностью самих банков и ростом уверенности потребителей.
Например, старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова делает вывод, что повседневная жизнь россиян так и не стала проще и дешевле, несмотря на недавнее замедление инфляции и отсутствие внешних экономических шоков. В то же время население в последние 6-12 месяцев стало гораздо спокойнее относиться к повышенным тратам и расходам, несмотря на то что доходы не растут и предпосылок для их увеличения как не было, так и нет.
"Исходя из этого кажущегося "спокойствия", траты постепенно растут, а поскольку свободных денег на них нет, россияне прибегают к кредитам. В повседневной жизни это, как правило, кредитные карты, спрос на которые становится все выше", — резюмирует Анна Бодрова.
По мнению директора Северо-Западного филиала "БКС Премьер" Вадима Исакова, рост выдачи кредитных карт был вызван увеличением доступности кредитования (снижением ставок), а также восстановлением потребительской уверенности на фоне общей стабилизации экономических показателей РФ.
Больше кредиток онлайн
Руководитель по развитию сети отделений филиала "Санкт-Петербургский" Альфа-Банка Юлия Додичева рост связывает с развитием дистанционных каналов продвижения. Например, продажи через Интернет выросли в 3 раза. Для сравнения: продажи непосредственно силами сотрудников отделений росли чуть меньше, почти в 2,5 раза в сравнении с прошлым годом.
В Ситибанке объясняют высокую динамику выдачи кредиток более активным предложением кредитных карт на открытом рынке для новых клиентов, а также определенной либерализацией кредитной политики.
"Темпы роста выдачи новых кредитных карт остаются на стабильно высоком уровне, — комментирует статистику генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Такая динамика объясняется тем, что кредитование с использованием кредитных карт удобно не только банкам, которые способны эффективно управлять кредитным риском с помощью такого инструмента, как лимит по кредитным картам, но и самим заемщикам. В том числе благодаря привлекательным условиям по кредиткам (льготный период по оплате процентов и др.), а также простоте и удобству их использования”.
Завлечь бонусами и милями
Для привлечения новых клиентов в нынешних условиях банкам приходится совершенствовать свою работу. Так как большая часть клиентов петербургских банков серьезно закредитована, кредитные организации вынуждены все чаще использовать различные новшества в отношении политики выдачи кредитных карт. Вадим Исаков относит к ним применение новых инструментов скоринга, учет поведения клиента в соцсетях, данные big data.
Помимо этого банкиры весьма активно стимулировали во II квартале безналичные расчеты по кредитным картам с помощью программ лояльности и различных акций на любой вкус — от совместных проектов с авиакомпаниями до программ кешбэк. Связано это было с проведением чемпионата мира по футболу и с традиционно высоким спросом на кредиты в период отпусков.
Что касается прогнозов, банкиры ожидают, что будет расти интерес потребителей к картам рассрочки, популярностью будут пользоваться решения для потребителя с прозрачными условиями и дополнительными бонусами.