Петербург оказался единственным городом, принимавшим чемпионат мира, в котором во время мундиаля рос трафик в торговых центрах. Приток болельщиков, которых комплексы и ретейлеры привлекали трансляцией матчей и футбольными акциями, смог компенсировать традиционное летнее снижение трафика.
Единственным регионом, где торговые центры в период проведения матчей ЧМ-2018 показали положительную динамику, стал Петербург. По расчетам компании Watcom Group, Shopping Index, отражающий динамику посещаемости торговых центров, в выходные дни увеличивался в торговых центрах города на 6%, в будни — на 10%.
Для сравнения: в выходные дни в период чемпионата в Москве Shopping Index сокращался на 4% относительно аналогичного периода прошлого года, в будние дни — на 7%. В Екатеринбурге показатель снижался на 8%, в будни увеличивался на 1%. В Казани индекс снижался на 10% и рос на 2,3% соответственно.
Питер особый
Данные по Петербургу, идущие вразрез с общероссийской картиной, аналитики объясняют тем, что многие крупные торговые объекты в Петербурге находятся в самом центре, на проходных улицах, за счет чего получают большой поток посетителей.
Также в Watcom Group считают, что те торговые центры, которые смогли оседлать волну футбольной феерии, смогли увеличить, удержать свой трафик.
“Были торговые центры, которые, помимо организации больших фан-зон, продавали продукцию, связанную с чемпионатом: сувениры, символику, футболки и т. д. Некоторые даже нанимали аквагримеров, которые украшали лица людей футбольной символикой”, — комментируют в Watcom Group.
В расчете на фанатов или местных жителей
В ТРК "Питерлэнд" в период проведения чемпионата мира трафик посетителей увеличился в 2 раза. В компании это связывают с близостью к стадиону, в итоге 90% болельщиков, которые идут на матч, становятся посетителями ТРК, считают в "Питерлэнде". Помимо местоположения, комплекс привлекал болельщиков и другими способами. "Питерлэнд" проводил футбольный праздник "День открытых ворот", организовал центр оформления Fan ID (паспорт болельщика) и трансляцию матчей, продавал сувениры с символикой ЧМ. Кроме того, в преддверии турнира оператор ТРК открыл гостиницу.
"В целом проведенный чемпионат оказал сильное положительное влияние на развитие комплекса, так как о его существовании узнали многие, и в частности те, кто в силу ряда причин ранее не бывал в нашем молле", — оценивают эффект мундиаля в пресс-службе комплекса.
А вот в "Адаманте" в период проведения чемпионата не заметили каких-либо значимых изменений. Исключение составил торговый комплекс "Меркурий", но в компании это связывают с открытием новой станции метро "Беговая" рядом с ним.
"Целевая аудитория комплексов — жители окрестных домов, которые возвращаются после работы или просто желают решить свои задачи в кратчайшие сроки, не пользуясь транспортом и не покидая пределы района. Поэтому специальные мероприятия для привлечения болельщиков нами не проводились, при этом посещаемость комплексов держалась на стабильном уровне", — комментируют в ХК "Адамант".
Приехал поболеть и закупиться
В июне-июле этого года трафик в магазинах "М.Видео" и "Эльдорадо" в среднем по стране остался на уровне 2017 года. А вот в ряде городов — Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Казани, Воронеже, Ростове-на-Дону и др. — трафик оказался выше на 5-10%, чем годом ранее. Проведение турнира стало только одним из факторов, повлиявших на трафик, считают в компании.
"С одной стороны, часть людей, действительно, предпочли матчи посещению торговых центров, с другой — сам турнир привлек в эти города много туристов, которые в свободное время посещали магазины. То есть приток гостей компенсировал падение трафика, связанное с летними отпусками и дачным сезоном", — отмечают в "М.Видео" и "Эльдорадо".
В ХК "Адамант", крупнейшем владельце коммерческой недвижимости в Петербурге, тоже отмечают, что мундиаль положительно повлиял на работу арендаторов, так как в Петербург приезжали туристы не только из зарубежных стран, но и из других регионов России, где магазины, которые представлены в Петербурге, отсутствуют. Поэтому, учитывая начавшиеся распродажи, в "Адаманте" говорят о хорошем начале летнего сезона у арендаторов своих торговых комплексов.
В сети магазинов Baon тоже отмечают особенности Петербурга. По словам коммерческого директора сети Анны Сироткиной, продажи в магазинах росли более высокими темпами, чем в Москве и других городах страны. В то время как трафик остался на уровне прошлого года. Анна Сироткина связывает рост с сезонным фактором: лето образца 2018 года гораздо теплее прошлогоднего, когда показатели продавцов одежды существенно просели, к тому же потребительские настроения в этом году улучшились.
Завлечь болельщика телевизором
В период подготовки и проведения футбольного турнира в России интерес к бытовой технике был выше, чем в обычные дни. Так как покупатели обновляли телевизоры для более комфортного просмотра трансляций, кафе, бары и отели также закупали технику, ожидая роста числа посетителей. Еще один фактор — дополнительные промоакции брендов, привязанные к футбольной тематике.