В Ленинградской области подготовлен перечень документов по банковскому сопровождению для строителей. Соответствующее постановление правительства будет подготовлено в течение месяца. Об этом заместитель главы регионального правительства Михаил Москвин рассказал в рамках круглых столов, которые "ДП" традиционно организует для петербургского бизнеса.
Уже подготовлен перечень документов по банковскому сопровождению для строителей
Михаил Москвин, заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству:
— Мы работаем над решением этой проблемы. Уменьшаем число согласований, минимизируем их сроки, переходим на цифровые технологии. Это очень важно, ведь наша отрасль — драйвер экономики региона. Ежегодно мы вводим в эксплуатацию 2–2,5 млн м2 многоквартирного жилья и 200–300 тыс. м2 индивидуального. Мы планируем эту тенденцию сохранить, несмотря на поправки в закон о долевом строительстве, вступившие в силу 1 июля этого года.
Требования к застройщикам жилья ужесточились. Но строители заранее сделали задел новых проектов. В этом году в Ленинградской области были выданы разрешения на строительство 1,4 млн м2 жилья (для сравнения: за тот же период прошлого года — только на 400 тыс. м2). Если учесть, что на разной стадии строительства уже находится 8 млн м2, получается почти 10 млн м2 потенциального жилья. Это значит, что на ближайшую пятилетку регион жилищным строительством обеспечен.
Но есть поручение президента РФ — постепенно переходить на продажу готового жилья…
— Мы движемся в этом направлении. За первое полугодие мы выдали 21 заключение соответствия застройщика и проектной декларации действующему законодательству. И было 23 отказа в выдаче такого документа. Эта бумага — условное разрешение застройщику привлекать деньги дольщиков на жилищные проекты. Если есть разрешение на строительство, но нет этой бумаги — пожалуйста, выходи и строй, но без дольщиков.
Это приведет к падению активности в отрасли?
— Я уверен, что падения спроса на услуги строительных подрядчиков и производителей стройматериалов не будет. А вопрос спроса на квартиры и привлечения денег дольщиков будет больше регулироваться банковской сферой. Мы надеемся, что дольщики будут класть деньги в банки под проценты, и это приведет к снижению ставки по кредитам для застройщиков. Уже подготовлен перечень документов по банковскому сопровождению для строителей. Соответствующее постановление правительства будет утверждено в течение месяца.
Куда обращаться строителям и где им получать консультации?
— В комитет Госстройнадзора. Горячей линии нет, но можно позвонить по обычным комитетским телефонам. Там готовы дать консультации. Кроме того, большая часть строителей региона знают мой мобильный телефон, а также телефоны и мессенджеры моих коллег. Мы открыты для диалога.
Как развивается в регионе программа "Светофор"?
— Развивается. В зеленой зоне (это почти вся территория Ленинградской области) мы берем на себя все расходы по строительству социальной инфраструктуры. В желтой зоне, куда попадает часть Гатчинского района и отдаленная часть Всеволожского (за 50 км от КАД), расходы бизнеса и региона на социальные объекты будут паритетными. А в красной зоне (это вся пригородная часть у КАД) мы будем возвращать застройщикам через налоги 10% расходов на социальные объекты.
Почему так мало?
— Во–первых, из–за ограниченного бюджета региона. Во–вторых, с 2006 по 2012 год социальные объекты в Ленобласти почти не строили. И за последние 3 года нам пришлось возводить их ударными темпами, чтобы соответствовать нормативам. Построили 60 детсадов, пару десятков школ, поликлиники. Для сравнения: практически столько же инфраструктуры создали в Ленобласти за период советской власти. Зато сейчас ввод социальных объектов практически синхронизирован со строительством жилья.
Но есть еще программа Минстроя по софинансированию социальных объектов.
— Да. На следующий год Ленинградская область в рамках этой программы получит из федерального бюджета 1,5 млрд рублей. Это 70% стоимости инфраструктуры. И еще 30% добавит бюджет региона. Бизнесу останется передать нам участки и документы по проектам социальных объектов. Мы их сами профинансируем. В прошлом году мы так построили сад в Кудрово. В этом году будет уже четыре объекта, а на следующий год — семь.
Владимир Гурьев, президент ТВ "Вимос":
Мы благодарны правительству Ленобласти за хорошую работу. Но получать разрешения на строительство в регионе в последнее время стало, пожалуй, даже сложнее, чем раньше.
Сейчас на рынке есть разные экспертизы проектной документации — государственная и негосударственная. Из последней мы часто получаем некачественные заключения, по которым идет отказ. Поэтому предлагаем следующий вариант: если компания заходит с проектом в государственную экспертизу и сразу прикладывает заявление о выдаче разрешения на строительство, то датой выдачи такого разрешения становится дата положительного заключения экспертов. Ведь пакет документов там практически одинаковый. Тем самым мы экономим время и силы строителя. Но зачастую отказы идут как раз из–за ошибок застройщиков.
Какие ошибки допускают строители?
— Главных ошибок две. Первая — некачественная проектная документация и некачественная экспертиза этой документации.
К сожалению, специалисты старой гвардии из проектных институтов уходят в силу возраста. А молодым экспертам до старых профессионалов далеко — допускают ошибки. Вторая проблема — несоответствие документов территориального планирования. По ПЗЗ — одно, по градплану — другое, по факту — третье. А параметры объекта везде должны совпадать. Если по ПЗЗ в населенном пункте можно строить здания высотой 15 м, а в градплане — 25 м, то на деле должно быть не больше 15 м. Иначе будет отказ из–за несоответствия ПЗЗ.
Что делать, если несоответствие проекта ПЗЗ обнаружили на стадии получения разрешения?
— Надо менять ПЗЗ, вносить изменения в градплан. Процедура может занять до 6 месяцев. И инвесторы сами должны следить за корректностью документов. У нас полномочия утверждать ПЗЗ и генпланы, а также согласовывать градпланы появились только с 2015 года. А когда разрешения на строительство выданы компании на основании документов, разработанных до 2015 года, — могут быть сюрпризы. Таких проектов все меньше. Но они еще есть.
В области реально окончательно решить проблему дольщиков?
— Эта проблема порождена не властью. Это строители допускают ошибки в экономических расчетах и берут на себя больше обязательств, чем могут выполнить. Снизился спрос на квартиры — и денег на стройку не осталось. Вот в чем загвоздка. Но, поскольку квартира — не буханка хлеба, перед ее покупкой стоит навести справки о строителе. Это можно сделать и в комитете. За 1–2 дня вам дадут консультацию.
А как быть с уже имеющимися проблемными домами?
— Достраивать, конечно. Недавно мы сдали восемь домов "Черничной поляны", дом на 200 квартир в Гатчине, а также ЖК "Олимп" во Всеволожске.
Мы стараемся максимально быстро решать такие проблемы. По формальному признаку проблемных строек у нас 10 — на 1 тыс. квартир. Но на контроле у комитета объекты на 10 тыс. квартир. К каждому проблемному объекту мы подходим неформально.
В Гатчине, например, мы предоставили достройщику пятно сопоставимой стоимости. Эта схема работает.