Почти месяц назад компания "Натали Турс" объявила, что аннулирует все подтвержденные туры. Убытки для клиентов и самой компании подсчитывают до сих пор, а число пострадавших достигло 31 тыс. человек. Ранее закрылись два петербургских туроператора – "Матрешка тур" и "Аврора БГ". "ДП" выяснял, подорвали ли эти события веру клиентов в туристические компании и наблюдают ли сами туроператоры падение спроса на свои услуги.
Ориентация на самостоятельные поездки
Как утверждает исследование компании OneTwoTrip, последние события с туроператорами петербуржцев весьма насторожили. Так, согласно их опросу, 65% туристов указали, что ситуация, которая сейчас сложилась на рынке туризма, их беспокоит. При этом параллельно выросло количество людей, которые собираются теперь самостоятельно организовывать свои туристические поездки, а не доверяться операторам. В общей сложности готовых купить готовый тур у компании осталось 15%, а тех, кто собирается в поездку своими силами, оказалось При этом в компании все равно сохраняют позитивный настрой по отношению к туристическому бизнесу. По мнению руководителя направления пакетных тревел-продуктов OneTwoTrip Антона Кима, туроператоры оказывают незначительное влияние на поведение путешественников.
"Как показывает практика, экономическая составляющая заставляет путешественников достаточно быстро забывать даже о более существенных кризисах, нежели сложности одного туроператора. Например, после разморозки возобновления чартерных рейсов в Турцию интерес россиян к этой стране вернулся на прежний уровень практически сразу", — считает он.
Процесс переориентации потребителей с организованного туризма на самостоятельное планирование поездок, по словам Кима, происходит и так уже давно. В первую очередь это заметно на европейских направлениях и происходит вследствие расширения потребительского опыта. Плюс к этому сервисы онлайн-бронирования сегодня позволяют быстро сравнивать предложения туроператоров со стоимостью самостоятельных поездок.
"Если 5 лет назад турист вполне мог пойти в агентство за туром без этой экспертизы, то сейчас его информированность существенно выше. И нередко она склоняет его выбор в пользу самостоятельной поездки. Но на массовых направлениях (Турция, Кипр, Греция, Таиланд, Вьетнам) доля организованного туризма останется высокой, потому что туристу опять же очень просто самому убедиться в том, что предложения операторов на них выгоднее", — рассказал Ким.
Снижение чартеров
По заявлению советника по транспорту Ростуризма Дмитрия Горина, в августе количество чартерных рейсов на зарубежные курорты сократится на 10-20%. Это связано с тем, что у туроператоров были слишком позитивные ожидания на этот сезон, которые не оправдались: спрос оказался не столь высок. Поэтому из-за недозагрузки рейсов компании будут стараться либо их объединять с другими, либо сокращать. При этом если судить по динамике количества международных чартерных авиаперевозок, то они до последнего времени все же неизменно росли, но отстающая динамика все-таки есть. Так, их количество через московские аэропорты (по другим аэропортам пока статистики нет) в 2018 году увеличилось на 79% по отношению к предыдущему году, а в 2017 году рост составил 160%.
Петербургские компании пока никаких изменений в спросе на туры не наблюдают. При этом директор по развитию компании "КонТурБалт" Андрис Ульянов отмечает, что в последние годы вообще спрос падает и связано это в первую очередь с покупательной способностью клиентов.
"Тут вопрос не спроса вообще, а вопрос мер государства, которые ограничивают бизнес. У людей становится меньше денег на поездки. Снижение покупательной способности влечет за собой снижение объемов продаж, снижение объемов влечет, в свою очередь, уменьшение количества чартеров. По сравнению с прошлым годом я значительной разницы не наблюдаю. Все работают над тем, чтобы ситуация с "Матрешкой" и "Авророй" не стала системностью, хотя по факту это уже системная проблема, но связана она не с самими этими операторами, а давлением, которое сейчас испытывает бизнес", — считает он.
По мнению Ульянова, снижение количества чартерных рейсов ведет к тому, что для туроператоров конкурентными становятся самостоятельно организованные путешественниками поездки, количество которых начинает расти. При этом самостоятельные поездки снижают спрос на услуги туроператоров. Поэтому круг замыкается.
Заместитель директора Российского союза туриндустрии по Северо-Западному региону Павел Румянцев подтверждает данные Ростуризма.
"Есть небольшое снижение продаж на рынке. Ожидания туроператоров относительно продаж во вторую половину июля — начало августа были несколько выше по сравнению с прошлым годом. Сейчас происходит корректировка полетных программ, предлагаются более выгодные цены туристам, а туроператоры пытаются по договоренности с авиаперевозчиками ужать программы. Но у меня нет каких-то тревожных ожиданий насчет устойчивости туроператоров, скорее всего, к сентябрю все выровняется".