В России старые вагоны поездов без кондиционеров и биотуалетов (с так называемыми гравитационными туалетами) до их полного списания выделят в отдельный временный бренд эконом-бюджет, следует из годового отчета Федеральной пассажирской компании (ФПК, "дочка" РЖД). "Речь идет о новом бюджетном продукте с уникальным ценовым предложением", — подтвердил РИА Новости представитель ФПК. Дата запуска такого лоукостера не уточняется.
Согласно стратегии компании до 2025 и 2030 годов, все поезда будут делиться на три типа: дневной экспресс, ночной поезд, традиционный поезд, а каждый из них — на три класса обслуживания (эконом, комфорт, бизнес). Старые вагоны выделят в отдельный бренд эконом-бюджет, на котором будет действовать сниженный тариф за счет отсутствия сервисов.
Традиционный поезд предусматривает поездки более 12 часов, дневной экспресс — до 6 часов. Бизнес-класс в них предполагает полный сервис гостиничного уровня, комфорт — набор сервисов для полноценного сна, эконом — бюджетный вариант сервисов, эконом-бюджет — без сервисов с возможностью сна.
Ночной поезд предполагает возможность полноценного сна. Время в пути до 12 часов, целевые расстояния до 1,2-1,5 тыс. км. Бизнес-класс — это СВ и люкс, комфорт — купе, эконом — открытые вагоны с высокой плотностью компоновки, эконом-бюджет — плацкарт.
Всего в распоряжении ФПК находятся более 19 тыс. вагонов. Возраст более половины из них превышает 20 лет. С 2018 по 2025 год планируется обновить 7 тыс. вагонов. В долгосрочной программе развития РЖД говорится о том, что на смену плацкарту придут одноэтажные вагоны нового типа. Закупать новые вагоны могут начать уже в 2019 году.
По проекту составы нового типа будут выглядеть как двухвагонные сцепы с переходом. Предполагается, что в двух вагонах будет работать один проводник. Освободившуюся зону отдадут под вендинговые аппараты или помещение для багажа, а в одной туалетной комнате планируется устроить душевую кабину.
С 2020 года РЖД планируют также закупать двухэтажные вагоны нового типа, которые будут полностью состоять из купе. Их разделят на три класса обслуживания: четырехместное купе (самый демократичный тариф, схожий с нынешним плацкартом), одноместное купе (тариф, подобный нынешнему купе) и 1-2-местное купе повышенного комфорта с индивидуальным туалетом (тариф СВ). Также в вагонах увеличат ширину спальной полки, пассажиры смогут регулировать температуру в своем купе, а двери во всем вагоне будут шире.