Несмотря на падение биржевых цен на топливо, АЗС попытаются отыграть многомиллионные убытки, полученные за первое полугодие.
Биржевая стоимость топлива стремительно снижается после многомесячного роста с начала года. Падение цен на бензин и дизель второй месяц подряд позволяет говорить о сложившемся тренде.
Падение без эффекта
Повышение цен вызвало широкий резонанс в отрасли, и реакция производителей и государства наконец последовала.
Стоимость нефтепродуктов снижается, ключевой причиной стало снижение с 1 июня акциза на топливо: на бензин на 3 тыс. рублей за 1 т и на дизель — на 2 тыс. рублей за 1 т. Сказывается и небольшое снижение стоимости нефти на мировых рынках, объясняют эксперты.
Как рассказывают в компании Neste, ситуация на оптовом рынке стабилизируется. Однако, несмотря на это, рядовым потребителям радоваться пока рано. Доходность розничного бизнеса за последний год снизилась, и теперь, когда биржевая цена падает, АЗС попробуют компенсировать свои убытки за предыдущие месяцы.
"Такой тяжелой ситуации для отрасли не было никогда, даже в кризис 2008–2009 годов", — отметил первый заместитель директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов. По его словам, за этот год потери операторов на петербургском рынке составляют сотни миллионов рублей. То есть стоимость топлива в рознице будет держаться на прежнем уровне и, быть может, даже вырастет.
Временное послабление
Выиграть на разнице цен захотят как независимые АЗС, так и операторы, входящие в структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), считают эксперты.
"Хотя ВИНКи имеют возможность перераспределить доходы между дочерними структурами, они не заинтересованы в снижении цен, так как каждый сегмент стремится к своей рентабельности, в том числе и розничный", — рассказал старший научный сотрудник ИНП РАН Андрей Колпаков.
Теоретически цены в рознице вскоре могут снизиться, но это будет зависеть не только от стоимости топлива на бирже, но и от особенностей бизнеса конкретных компаний, стоимости барреля нефти и от того, сохранит ли свою популярность экспорт бензина, который может вызывать дефицит топлива на внутреннем рынке, считает аналитик ГК "Финам" Ярослав Кабаков.
Однако нынешнее понижение цен на бирже эксперты называют лишь временным явлением, так как акцизы на топливо вновь будут повышены с 1 января 2019 года. Акциз вернется к значению 1 июня, и к нему добавится планируемое повышение на 700 рублей за 1 т, которое должно было быть введено с 1 июля 2018 года.
Биржевая стоимость топлива