Ледокол "Капитан Хлебников", долгое время принадлежавший структурам миллиардера Зиявудина Магомедова, осенью должен был отправить богатых туристов в Антарктиду. Однако из-за разногласий судоремонтных компаний выход из дока может затянуться. Спор попытаются решить петербургские антимонопольщики.
ПАО "Славянский судоремонтный завод" (СРЗ) обратилось в петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) с требованием признать незаконным контракт на ремонт ледокола "Капитан Хлебников". Приморская компания хочет приостановить действие договора между ФГУП "Росморпорт" и ООО "Дальзавод" на 52 млн рублей.
На фоне конфликта экспедиционное судно готовится отправить VIP-клиентов в дорогостоящее путешествие к берегам Антарктиды. Подрядчики, получившие право на ремонт корабля, опасаются, что экскурсия к королевским пингвинам может не состояться. На кону — судьба состоятельных путешественников, пожалевших купить билеты по цене свыше миллиона рублей.
Морская блокада
Поводом для конфликта стала закупка, объявленная крупнейшим в РФ титульным владельцем объектов прибрежно-портовой инфраструктуры "Росморпортом" 23 июля. Госпредприятие юридически базируется в Петербурге, занимается управлением федеральным имуществом, а также вопросами безопасности мореплавания в акваториях 65 портов в 24 субъектах страны.
Летом ремонт понадобился ледоколу "Капитан Хлебников", который еще в начале 1990-х годов был переоборудован под туристические цели и совершал рейсы в Арктику и Антарктиду. Примечательно, что судно с 1981 года принадлежало Дальневосточному морскому пароходству (ДВМП) транспортной компании FESCO, аффилированной с группой "Сумма" арестованного миллиардера Зиявудина Магомедова (81-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии Forbes с состоянием $1,2 млрд).
Последние 2 года ледоколом управляет "Росморпорт". Акт приема-передачи в ноябре 2016 года подписывали гендиректор ФГУП Андрей Тарасенко и глава территориального управления Росимущества в Приморском крае Юрий Беленец. Вместе с "Капитаном Хлебниковым" предприятие получило ледоколы "Адмирал Макаров", "Магадан" и "Красин".
По данным реестра госзакупок, контракт на ремонт "Капитана Хлебникова" за 52 млн рублей был заключен 1 августа с единственным поставщиком — владивостокским ООО "Дальзавод". Спустя 2 дня в петербургском УФАС итоги конкурса обжаловало ПАО "Славянский судоремонтный завод".
"В чем выражается срочная необходимость, почему доковый ремонт может выполнить только ООО "Дальзавод", какие виды работ срочной необходимости нужно выполнить, почему местом размещения выбран порт Славянка, но в то же время не выбрано единственное судоремонтное предприятие в данном населенном пункте (ПАО "Славянский СРЗ") — неизвестно, информации в открытом доступе нет", — пишут юристы СРЗ.
По мнению авторов заявления в УФАС, "Дальзавод" имеет только офисное помещение, а из ремонтной базы — арендованный у ЗАО "Пасифик Марин" плавдок. При этом на заводе подчеркивают, что юридическое лицо с уставным капиталом 10 тыс. рублей якобы не имеет в штате квалифицированных сотрудников и не укомплектовано производственными мощностями.
"ПАО "Славянский СРЗ" обладает уникальным опытом по ремонту ледокола "Капитан Хлебников"; имеются специалисты и рабочие, которые ремонтировали судно с момента его первого ремонта на заводе, имеются чертежи, технологические карты фактически каждого механизма судна, имеется единственное в своем роде и созданное специально для ремонта таких ледоколов оборудование для снятия валов с судна и доставки их в цех, станки для центровки валолиний и ремонта винто-рулевой группы, оборудование для очистки и окраски корпуса судна", — перечисляют свои достоинства в СРЗ.
Более того, в материалах дела говорится, что в марте 2018 года предприятие подготовило расчет ремонтной ведомости. Стоимость работ составила 101,5 млн рублей, из них на сам доковый ремонт необходимо было выделить 45,2 млн рублей, что на 7 млн меньше итоговой суммы закупки.
Капитан ледокола "Капитан Хлебников" Владимир Болдаков в ходовой рубке судна.
По словам начальника юридической службы ООО "Дальзавод" Александра Доманюка, претензии СРЗ абсолютно не обоснованы, голословны и направлены на дискредитацию подрядчика. "У нас за плечами есть необходимый опыт ремонта, выполнявшийся в том числе по госзакупкам, а также для иностранных компаний. К примеру, мы успешно работали с крупной корпорацией Fluor, выполняли масштабные нефтегазовые и инфраструктурные проекты. Штат сотрудников полностью укомплектован квалифицированными кадрами с максимальным разрядом", — пояснил Доманюк в комментарии для "ДП".
В юридической службе "Дальзавода" отдельно отметили, что у них есть весь пакет лицензий для ремонта, получен допуск к работам, связанным с гостайной, и арендован плавучий док. С последним пунктом как раз и возникли главные разногласия. Проход к базе, на которой ремонтируется "Капитан Хлебников", возможен через территорию СРЗ, но этот путь после скандального конкурса оказался заблокирован, а сроки исполнения договора могут сорваться.
"ПАО "СРЗ" всячески препятствует выполнению госзаказа и незаконно преграждает проход к доку. Из-за их действий мы несем колоссальные убытки. Так, по согласованию с заказчиком нам пришлось арендовать баржу, чтобы с другого берега поставить технику на плавучую площадку и подвезти провизию для команды судна. Грузовик с причала проехать не может. Намерены рассмотреть вопрос по обращению в суд для взыскания потерь", — резюмировал Александр Доманюк.
В "Дальзаводе" заявляют, что если до конца августа конфликт не будет решен, ситуация выйдет на международный уровень. Ближайший круиз запланирован на начало осени, многие туристы уже купили туры и авиабилеты. Большая часть состоятельных клиентов — из Кореи, Китая и Японии. Их поездка оказалась на грани срыва из-за проблем с ремонтом ледокола. Чтобы защитить свои интересы и интересы туристов, компания уже обратилась в ФСБ и транспортную прокуратуру. Петербургские антимонопольщики объявят свой вердикт по спору приморских компаний 13 августа.
Цена экстрима
По информации экспедиционной компании "Клуб путешествий Special", ближайший эксклюзивный тур к острову Сноу Хилл для наблюдения за императорскими пингвинами на ледоколе "Капитан Хлебников" пройдет с 6 октября по 19 октября. Маршрут включает в себя отправление от аргентинского порта Ушуайя, плавание в море Уэддела, осмотр природных достопримечательностей и возвращение назад.
Судно вмещает 110 пассажиров, к услугам которых оборудовано более 50 кают. Во всех имеется большое окно, туалет и душ, столик, шкаф. Для клиентов предоставляются банные халаты и фены. В каютах люкс гостиная зона отделена от спальной зоны, есть телевизор и DVD-плеер. На ледоколе открыты два ресторана, бар, лекционный зал, библиотека, магазинчик с сувенирами, бассейн с подогреваемой водой, сауна, спортзал. Также создан небольшой госпиталь и кабинет врача. Кроме того, на ледоколе есть вертолет, на котором высаживаются к утесам и ледникам на труднодоступные берега.
Минимальная стоимость в трехместной каюте начинается от $19 тыс., а номер класса люкс обойдется в $34 тыс. В стоимость при этом не включены авиаперелеты до Аргентины и визовые сборы. Аналогичные круизы, расписанные до ноября, предлагает туроператор по Латинской Америке, Азии и Африке "Сард Тревел".
Как рассказали в клубе путешествий Special, чаще всего удовольствие побывать в Антарктиде или Арктике позволяют себе обеспеченные иностранцы, которые собираются со всего мира. Средний возраст клиентов начинается с 60 лет. Из России VIP-круизы обычно заказывают бизнесмены, управленцы и руководители с высокими доходами в возрасте 45+. Москва и Петербург — в числе главных лидеров по бронированиям.
"Типичный портрет клиента: активные, интеллектуальные и продвинутые люди с широким кругозором, а также заядлые путешественники, ищущие компанию со схожими интересами. В последнее время интерес к подобным развлечениям растет, многие берут своих детей или выезжают семьями", — пояснили в компании.
Минимальная цена тура на рынке круизов в Антарктиду, по оценке оператора, начинается от $10 тыс., в Арктику — от $5 тыс. На Северный полюс в следующем году можно отправиться за $19-29 тыс. Хит продаж среди соотечественников — поездка в южное полушарие с русскоговорящим гидом, но процент этой категории туристов минимален. Сезон начинается, когда в России наступает зима. В это время температура на побережье Антарктического полуострова, куда возят туристов, варьируется от плюс 5 до минус 10 градусов.
В июле на ледоколе "Капитан Хлебников" побывали руководители Приморского края. Глава региона Андрей Тарасенко поставил задачу превратить Дальний Восток в комфортную отправную точку круизного экспедиционного туризма. Встретивший гостей капитан судна Владимир Болдаков отметил, что ежегодно познакомиться с просторами дикой природы отправляются несколько сотен иностранных и российских гостей. Последний рейс ледокола состоялся в прошлом году. Туристы прошли мини-кругосветку вокруг полярной шапки: вышли из Анадыря и, пройдя через Мурманск, Норвегию, Гренландию, Арктику и Аляску, вернулись в порт отправления.
"Сейчас мы должны выйти на рынок и проработать с нашими основными игроками — Китаем, Японией и Республикой Корея — именно отрасль экспедиционного туризма, чтобы Приморский край, обладая логистической и туристкой инфраструктурой, смог стать точкой для организации круизных линий по российскому северу. Если свои возможности по организации массового круизного туризма мы за последние 2 года уже представили на всевозможных азиатских площадках и нас уже знают, то здесь нам нужно буквально с первых шагов провести эту работу. Основные предложения мы уже подготовили, осталось их только презентовать нашим партнерам", — передает пресс-служба региона слова директора департамента туризма Приморья Константина Шестакова.
Между тем один из самых крупных круизных операторов мира Royal Caribbean Cruises рассматривает возможность развития глобального бизнеса в России. Компания намерена запустить новую круизную линию, одним из портов захода которой станет Владивосток, добавили в краевом правительстве. Планируется, что первый визит крупнотоннажников состоится в сентябре 2019 года.