Во время ЧМ–2018 по футболу Петербург посетили 1 047 942 туриста. Теперь главная интрига — сколько сюда приедет гостей через год.
Комитет по развитию туризма подвел окончательные итоги чемпионата мира по футболу в Петербурге. Итак, с 14 июня по 15 июля город посетили 1 047 942 туриста, из них 400 тыс. человек — граждане РФ. При этом, как подсчитали в комитете, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года поток иностранных туристов увеличился более чем на 30%.
В частности, с 14 июня по 15 июля 2018 года Петербург посетили 512,7 тыс. иностранцев, из которых 102,7 тыс. въехали по персонифицированной карте зрителя — паспорту болельщика Fan ID.
Как оказалось, в основном ЧМ в Петербурге привлек гостей из Германии, Финляндии, США, Великобритании и Эстонии (см. таблицу). При этом количество въехавших граждан Филиппин, Египта и Марокко превысило общее количество туристов из этих же стран за весь 2017 год. Между тем число приехавших из Эстонии, Финляндии, Аргентины и Бразилии практически сравнялось с показателями 2017 года. В числе иностранных фанатов, оформивших больше всех паспортов болельщиков Fan ID, оказались граждане США — 9,4 тыс. человек.
"Такая динамика потока иностранных туристов в Петербург еще в первом полугодии 2018 года гарантирует значительный рост количества гостей за весь 2018 год", — резюмировали представители комитета по развитию туризма.
Имидж не подведет
Между тем прогнозы некоторых участников туристического рынка еще оптимистичнее — они считают, что следующий год может оказаться для города более успешным, чем 2018–й. Предприниматели ожидают возвращения иностранных туристов и приезда россиян, которые решили отказаться от поездки в Петербург этим летом. По словам Алены Еновой, владелицы хостела "Тайга", уже сейчас футбольные фанаты повторно бронируют номера.
"Вернулись гости из Турции, Бразилии, Португалии и Франции, — отмечает предпринимательница. — Несмотря на это, количество иностранцев постепенно сокращается, но начинают приезжать россияне, сейчас это соотношение — 50 на 50%".
"То, что непременно останется после чемпионата, — это гостеприимство, которое России еще предстоит конвертировать в позитивный имидж, капитализировать те хорошие впечатления, которые иностранцы получили во время турнира", — считает Мишель Сталпорт, старший вице–президент в России и Восточной Европе Radisson Hotel Group.
Неровная загрузка
Чемпионат оказал существенное влияние на развитие гостиничного фонда Петербурга — в преддверии события он очень серьезно вырос. В 2016 году в городе было введено в эксплуатацию шесть отелей категорий три и четыре звезды на 904 номера. В 2017 году — четыре объекта категорий пять и три звезды с общим фондом 497 номеров. В первом полугодии 2018 года в Петербурге открылось еще три отеля категорий три и четыре звезды на 543 номера. Всего на конец июля 2018 года зарегистрировано 1306 классифицированных гостиниц с суммарным номерным фондом 42 644 номера. В основном это так называемые малые средства размещения — менее 50 номеров каждый. По данным комитета по развитию туризма, уровень их загрузки во время турнира составлял от 90 до 100% — на 10% выше, чем за тот же период 2017 года. В июне 2018 года в гостиницах остановилось 411,3 тыс. иностранцев и 126,1 тыс. россиян.
Впрочем, отельеры оценивают загрузку иначе. Так, представители крупных гостиниц считают, что Петербург потерял в загрузке. "Это связано с тем, что поток туристических групп от туроператоров снизился на время чемпионата, — говорит Мишель Сталпорт. — Тем не менее потери в деньгах не произошло. Наоборот, при меньшем объеме наблюдался рост в чеке, да и выручка сопоставима с периодом прошлого года. Если говорить о периоде с января по июнь 2018 года, то этот год станет лучшим для Radisson Hotel Group в России". По словам Натальи Изотовой, управляющей отелем "Англетер", спрос на номера был неровным, и в дни между матчами загрузка снижалась до 50%, хотя в основном была достаточно высокой.
Ложка дегтя
С точки зрения Алексея Мусакина, члена совета директоров Cronwell Hotels&Resorts, туристический поток 2019 года будет напрямую зависеть от экономической ситуации в стране, и пока прогнозы не слишком обнадеживают. При этом есть несколько опасностей. Например, из–за роста цен на топливо авиабилеты могут подорожать до 10%. Кроме того, по словам эксперта, некоторые отели могут пострадать из–за ожидаемого роста НДС на 2%.
"Дело в том, что 50–60% брони гостиницам дает Booking — за это компании платят НДС. Например, если мы говорим об отеле на 70 номеров, то размер дополнительных затрат составит примерно 150–170 тыс. рублей в год", — объясняет Алексей Мусакин. Также отельеры говорят о необходимости увеличить заработную плату сотрудникам гостиниц — по словам участников рынка, она не росла несколько лет и отстает по среднерыночным показателям.
"Учитывая перечисленные факторы, а также подорожание коммунальных расходов и продуктов, стоимость пребывания во многих отелях в следующем году может вырасти на 5–7%, — прогнозирует Алексей Мусакин. — Неизвестно еще, как это отразится на туристическом потоке".