Предприниматель Антон Бесщетников (30 лет) вот уже четвертый год помогает микрофинансовым организациям и ломбардам автоматизировать бухгалтерский учет, упрощая выдачу и возврат займов. Оборот его компании "Моя МФО" в прошлом году составил 18,5 млн рублей.
Будущий предприниматель родился в Комсомольске–на–Амуре, получил там высшее образование по специальности "прикладная информатика в экономике" и переехал в Петербург. "Меня там ничего не держало, а Петербург представлялся каким–то космическим горизонтом", — рассказывает Антон.
Двери в бизнес
Еще во время обучения в университете молодой человек сделал несколько попыток открыть свое дело. Сначала это был магазин стальных дверей, который он запустил вместе с другом. Стартовый капитал в 200 тыс. рублей партнерам дали родители.
Читайте также:
Законодательство
Депутаты хотят оставить МФО без рекламы
"Когда отчим занялся предпринимательством, я увидел, как резко увеличились доходы семьи. Меня подкупило это и то, что он мог сам планировать свой график. Тогда я понял, что хочу так же", — объясняет Антон.
Магазин пришлось закрыть через полгода: начинающие предприниматели не влезли в долги, но и не заработали заметной прибыли. Неудачная попытка не остановила Антона, а заставила искать другие идеи для стартапа. "Магазин поумерил пыл юношеского максимализма. Кроме того, я понял, почему ничего не получилось: у нас не было конкурентных преимуществ и явных козырей, мы были как все", — объясняет бизнесмен.
Затем были неудачный опыт открытия рекламного агентства и переезд в Петербург. Чтобы накопить средства для новой попытки, юноша устроился на должность программиста 1С в компанию "Корал Вэй", в которой в итоге проработал 2 года. "Мой работодатель стал моим наставником: я научился у него принципам ведения бизнеса и взаимодействия с клиентами", — вспоминает Антон.
Однажды к нему обратился приятель, который остался на Дальнем Востоке. Он открыл свое МФО и просил написать программу, которая автоматизировала бы работу специалиста по выдаче займов. Взявшись за разработку ПО, Антон по примеру знакомого открыл в Петербурге свое МФО "Деньги рядом с домом". Организация проработала 3 года, ее услугами воспользовались больше 2 тыс. клиентов. В месяц сеть из трех филиалов приносила не больше 150 тыс. рублей чистой прибыли. Нужна была другая идея. "Я понял, что здесь своя специфика: бизнес МФО в регионах идет гораздо лучше, ведь там не нужно так вкладываться в продвижение, да и сами клиенты другие. В регионах все лучше друг друга знают, стыдно не отдать кредит", — отметил Антон. Параллельно он продолжал совершенствовать программу для автоматизации бухгалтерии в МФО, которой уже пользовался сам: программа сдавала отчетность, помогала вести бухгалтерский учет и автоматизировала остальные процессы в компании.
Программа для всех
"Однажды я сообразил, что мои конкуренты сталкиваются с теми же проблемами, что и я, — рассказывает Антон. — Я сделал демоверсию программы и загрузил на сайт, который сделал сам за два вечера, настроил интернет–рекламу, и через 2 недели ко мне пришел первый клиент с 30 офисами МФО". Так в 2014 году родилась компания "Моя МФО", которая начала заниматься разработкой и внедрением ПО для этого рынка.
Программа позволяет автоматизировать ведение операционного, бухгалтерского, а также управленческого учета деятельности МФО на базе 1С, упрощает выдачу и возврат займов, проверку потенциальных клиентов. "На этот раз у меня были конкурентные преимущества, — подчеркивает Антон. — Свои технология, цена и удобство для пользователей".
"Моя МФО" стала продавать подписку, лицензии и услуги по внедрению ПО. В 2016 году оборот компании составил 6 млн рублей, а в 2017–м — уже 18,5. Росту, по словам предпринимателя, способствовали два фактора. Во–первых, компания приобрела на рынке свое имя, во–вторых, подготовила новый продукт — ПО, позволяющее производить ведение бухгалтерского учета по новым стандартам ЕПС и ОСБУ для МФО в автоматическом режиме. Сейчас компания работает над программным продуктом для ломбардов, который тоже упростит им переход на новые стандарты. По прогнозам, оборот бизнеса к концу года может составить около 40 млн рублей. Продвижением услуг компании в Интернете Антон занимается сам.
Согласно данным государственного реестра, в России зарегистрировано около 2 тыс. МФО и около 5 тыс. ломбардов. На рынке около 15 вариантов программного обеспечения, например "Аудит–Эскорт", "Арчи кредит", "Микрофинансовая система".
Согласно опросу аналитического центра "НАФИ", минимум 8% россиян пользовались услугами МФО за последние 2–3 года. По данным ЦБ, потребителями займов "до зарплаты" являются 8,9 млн граждан. Рынок программного обеспечения для МФО оценивается примерно в 1 млрд рублей.
"Отраслевые решения, правильно подобранные под особенности бизнеса и сделанные руками тех, кто в этом бизнесе хорошо разбирается, при правильном внедрении в разы увеличивают эффективность компании", — говорит Константин Хомченко, владелец Chilli Marketing.