Не лучшая транспортная доступность и запреты в строительстве более века тормозили развитие Петроградской стороны. Однако ликвидация естественных и искусственных преград быстро сделала ее одним из наиболее престижных районов Петербурга.
Петроградский — старейший район Петербурга. Именно здесь с закладки в 1703 году Петропавловской крепости началась история города. Первыми постройками стали домик Петра I на Петроградском (в те времена Городском) острове и Петропавловская крепость — на Заячьем.
Утрата статуса
Главной площадью была Троицкая, названная в честь Троицкой церкви и ставшая центром города. Здесь появились Гостиный двор, таможня, здания государственных учреждений и порт. Рядом с домиком Петра, вдоль берега Невы, выстроились дома приближенных царя. Люди попроще жили в глубине Петроградского острова. Там возникло несколько слобод — Посадская, Монетная, Гребецкая, Пушкарская, Зелейная, Рыбацкая, Оружейная, Татарская.
Слободы соединялись дорогами. Например, от Рыбацкой слободы шла дорога к пороховому заводу, построенному в месте впадения Карповки в Малую Невку. Позже она стала Большой Зелениной ул. А проложенная через весь остров дорога в Швецию — Каменноостровским пр. Правда, только через 100 лет.
Расположение на острове хорошо подходило для обороны, но не годилось для мирной жизни. Прежде всего из–за, говоря современным языком, неважной транспортной доступности. Поэтому ближе ко второй половине XVIII века центр города сместился на правый берег Невы. Порт и административные учреждения переехали на Васильевский остров. Смотры и парады войск, гулянья и маскарады на Троицкой площади прекратились.
Филиал Выборгской
Петроградская сторона превратилась в окраину. Впрочем, не столько превратилась, сколько была превращена специально. Этому немало способствовал появившийся в 1767 году запрет на строительство там каменных зданий. Отсутствие построек из камня должно было повысить оборонительную эффективность Петропавловской крепости. Запрет действовал до 1861 года. За без малого 100 лет эта территория потеряла вид императорской столицы и больше напоминала уездный городишко. С деревянными постройками, пасущимися стадами и непролазной грязью весной и осенью.
Кроме того, с середины XVIII века, после введения запрета на строительство в центре города промышленных предприятий, Петроградская стала обрастать фабриками и заводами. Здесь построили чулочно–вязальную фабрику Керстена, чугуномеднолитейный завод "Лангезиппен", картонажно–переплетную фабрику "Отто Кирхнер", машиностроительный завод Семенова (Полиграфмаш) и пивоваренную "Баварию". Ближе к Большой Невке разместилась фабрика клавишных инструментов Шредера, позже ставшая фабрикой музыкальных инструментов имени Луначарского. Тут же открылась тюлевая фабрика.
Главной магистралью острова стала пересекавшая его с юга на север дорога. В начале XIX века ее помпезно назвали Каменноостровским пр. На Крестовском острове начали проводить гулянья. Однако до современного лоска даже в середине позапрошлого века Петроградской было далеко. Жили там люди небогатые — отставные чиновники, обслуга и т. д. Севернее реки Карповки строили дачи.
Когда запреты сняли
Строить из камня на Петроградской стороне начали в последней трети XIX века. Сначала небольшие особняки, а ближе к концу столетия — многоэтажные доходные дома. Наиболее активно застраивались три главные улицы — Кронверкский, Каменноостровский и Большой пр. Большой кроме доходных домов уже тогда стал местом концентрации многочисленных магазинов.
Однако настоящий расцвет Петроградской начался с появлением Троицкого моста, связавшим ее с центром города. После его открытия в 1903 году район стал наиболее застраиваемой частью города. В течение 15 лет от деревянных кварталов Петроградского и Аптекарского островов не осталось и следа. Цена земли выросла в 12,5 раза. С 1886 по 1913 год квадратная сажень (4,55 м2) подорожала с 10 до 125 рублей.
Кто получал доход
Каменноостровский пр., считающийся галереей модерна, застраивался в основном доходными домами, по всем меркам подпадающими под определение элитной недвижимости.
Например, знаменитый дом Федора Лидваля с озелененным курдонером (фр. cour d'honneur — "почетный двор" — ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием). В другом доме архитектора, построенном на углу с ул. Чапыгина, было всего по три квартиры на этаже. Но в каждой — пять, шесть или даже семь комнат. В самом начале Каменноостровского, в трехэтажном особняке жил председатель совета министров российского правительства Витте.
Настоящий жилой комплекс построило Первое страховое общество напротив нынешней ул. Рентгена по пр. Бенуа. Проект включал не только дома 26–28 по Каменноостровскому пр., но также корпуса, выходящие на Кронверкскую ул. и Большую Пушкарскую ул. Примечательными, хотя и не являющимися чем–то совсем уж необычным были курдонеры как со стороны Каменноостровского, так и со стороны Кронверкской. Однако гораздо более интересной особенностью стали 250 благоустроенных квартир, а также несколько десятков встроенных гаражей.
Комплекс изначально был рассчитан на обеспеченных горожан. И после октябрьского переворота в нем жила высшая советская военная и партийная номенклатура. Например, Зиновьев, Киров, Комаров, Попков, Федоров, Шапошников, Говоров. Их соседями были композитор Шостакович, архитекторы Берлин, Лангбард, Коварский и Оль, актеры Черкасов и Бабочкин, скульптор Манизер и художник Мыльников.
В доме 56 по Каменноостровскому пр., построенном уже в советское время, жил Аркадий Райкин. А в соседнем, возведенном за пару лет до первой мировой войны, доме — актриса Уварова, социолог и психолог Кон, руководитель Ленфильма Адриан Пиотровский.
Дороже, чем в Центральном
Идеальным для строительства высококлассного жилья Петроградский район остается и поныне. По данным консалтингового центра "Петербургская Недвижимость", там сегодня возводится 26 жилых комплексов бизнес– и премиум–класса. Их совокупная жилая площадь составляет 585,1 тыс. м2, или 5% в общем объеме рынка.
При этом стоимость жилья в Петроградском районе в среднем выше, чем в Центральном. Если в Петроградском районе метр стоит 340,2 тыс. рублей, то в Центральном — 330 тысяч. "И Петроградский, и Центральный районы — исторические, со сложившейся инфраструктурой и имиджем, — отмечает руководитель "Петербургской Недвижимости" Ольга Трошева. — По объему сделок они практически сопоставимы. Так, за первое полугодие 2018 в Петроградском районе заключено 0,9 тыс. сделок, в Центральном — и 0,7 тыс. А благодаря освоению Петровского острова Петроградский район обладает большим проектным потенциалом по сравнению с Центральным". Впрочем, уже сегодня жилья на Петроградской строится больше. По данным Knight Frank St. Petersburg, объем строительства в Петроградском районе почти в 2 раза превышает объемы в Центральном районе. "Петроградский район отлично конкурирует с Центральным районом по престижности и развитости инфраструктуры, — говорит директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Екатерина Немченко. — Покупатели очень часто рассматривают объекты в Петроградском районе наряду с Центральным".