Экономический кризис и колебания курса валют привели к росту проблемных активов у лизинговых компаний в 2014-2015 годах. Да и сейчас крупные лизингодатели могут иметь сотни единиц техники на продажу. Сейчас наиболее эффективным способом их реализации становится привлечение специализированных площадок.
Кризис в экономике привел к тому, что доля проблемных активов (просрочка платежей по которым составляет более 90 дней), по оценкам экспертов, в лизинговых компаниях стала достигать в среднем 5-15%. При этом дальнейшую продажу этого имущества до сих пор успешно организовать удается не всегда. Только наиболее крупные игроки рынка могут позволить себе создание отдела, специализирующегося на продаже проблемного имущества. "В большинстве компаний реализация активов — это закрытая процедура, сильно подверженная влиянию человеческого фактора, — рассказывает генеральный директор ООО "МИГАС" Александр Коротков. — Оценка имущества, торговые процедуры носят формальный характер, активная работа с покупателями не ведется, имущество к продаже практически не готовится". При этом постоянно растут расходы на хранение, а стоимость имущества с каждым месяцем падает. И наступает момент, когда принимается решение о реализации по минимальной цене, в результате чего компания недополучает около 40% от реальной стоимости имущества.
Таким образом, именно оптимизация работы с проблемными активами становится одним из возможных путей снижения издержек компании и получения дополнительной прибыли. В данном случае ориентиром для лизингового рынка могла бы стать схема, нашедшая применение на рынке страхования. Бум автокредитования в начале 2000-х привел к резкому росту количества застрахованных по каско автомобилей. Соответственно, страховые компании столкнулись с проблемой реализации поврежденного автотранспорта. К настоящему моменту на рынке существуют крупные электронные торговые площадки, на которых ежедневно реализуются сотни поврежденных автомобилей. "Данный рынок прозрачен и доступен для всех категорий пользователей, — комментирует Александр Коротков. — Средняя цена на поврежденные автомобили выросла с 200 тыс. рублей в 2012 году до 600 тыс. в 2018 году".
Помимо страхового, такие площадки вполне эффективно работают и с лизинговым имуществом. Например, на площадке Migtorg.com ежедневно реализуется до 100 автомобилей и единиц другого имущества. "Сейчас у нас зарегистрировано более 15 тыс. покупателей на всей территории РФ, — отмечает Александр Коротков, — мы работаем более чем с 30 страховыми компаниями, охватывая 80% рынка". В портфеле компании есть успешные кейсы по реализации в кратчайшие сроки (менее 4 месяцев) более 1 тыс. изъятых лизинговой компанией автомобилей. Всего на площадке уже продано около 100 тыс. лотов, среди которых есть и автомобили, и объекты недвижимости.
Аутсорсинг торговых процедур позволяет в первую очередь быстрее высвобождать активы компаний-партнеров, считают эксперты. Чем быстрее реализуется имущество, тем меньше у компании расходов и тем быстрее вернутся в оборот деньги. Тем более что у крупных компаний стоимость подобных активов доходит до нескольких миллиардов рублей. Кроме того, поскольку цена реализации определяется на абсолютно прозрачных для продавца и покупателя торгах, это дает рыночную цену на 20-30% выше, чем если бы продавец реализовал товар сам.
Также использование автоматизированных платформ позволяет осуществлять кооперацию с другими интернет-сервисами, чтобы пользователи могли расширить спектр получаемых услуг. Например, Migtorg.com сотрудничает с крупнейшим в России агрегатором автосервисов Uremont.com и планирует развивать с ним совместный проект по хранению данных по каждой машине — неважно, участвовала она в аукционе или ее владелец просто выбирал автосервис и ремонтировал. "Если будет сформирована история большого количества автомобилей, то клиенты, страховые и лизинговые компании смогут запросить информацию о конкретной машине, где она была куплена, когда и где ремонтировалась, каков был пробег на том или ином этапе, какие меняли детали", — рассказывает Александр Коротков. Это сделает вторичный рынок автомобилей более прозрачным и понятным, а значит, и цивилизованным.