Участники рынка обращения отходов и управляющие жилыми домами опасаются, что Петербург и Ленобласть ждет мусорный коллапс из–за грядущей с начала 2019 года монополизации рынка.
С января 2019 года городским и областным рынком твердых коммунальных отходов (ТКО) начинают монопольно распоряжаться региональные операторы: ГУП "Завод механической переработки отходов 2" и АО "Управляющая компания по обращению с отходами Ленобласти" (УКООЛО) соответственно. Ежегодный объем городского рынка — около 50 млрд рублей, областного — 20 млрд рублей. Именно региональные операторы с Нового года заключают договоры с производителями мусора и полигонами, через конкурсы отбирают возчиков. Сейчас на рынке работает около 400 компаний, подавляющее большинство занимается именно перевозкой отходов.
Кассовый разрыв с продолжением
Участники рынка в четверг, 6 сентября, собирают внеочередное собрание акционеров СРО "Санкт–Петербургская ассоциация рециклинга", пригласив на него и чиновников. Цель — понять, как власти видят ситуацию на рынке и собираются предотвращать надвигающийся, по мнению СРО, коллапс.
"За несколько оставшихся до Нового года месяцев физически невозможно успеть перезаключить десятки тысяч договоров с производителями отходов, которые действуют сейчас", — сетуют в исполкоме ассоциации. В начале года СРО прогнозирует кассовый разрыв "в лучшем случае — месяца три". Именно в это время необходимо платить зарплату, налоги и рассчитываться с контрагентами. "Значит, придется брать кредиты", — разводят руками в исполкоме ассоциации.
Единые тарифы на комплексную услугу по обращению с ТКО на 2019 год для городского и областного региональных операторов должны быть опубликованы буквально на днях, обещают в городском и областном правительствах. Для Ленобласти тариф уже принят, осталось дождаться официальной публикации, уточняют в аппарате курирующего рынок отходов заместителя председателя правительства по безопасности Андрея Бурлакова. При этом предложение по размеру тарифа, заявленное УКООЛО, в областном комитете по тарифам и ценовой политике не разглашают. Городской оператор подавал заявку на размер тарифа 3807,57 рубля за 1 тонну без учета НДС.
"За того парня"
Главная проблема, сетуют нынешние участники рынка обращения с отходами, состоит в том, что монополисты–регоператоры, опираясь на действующее законодательство, могут начать злоупотреблять правом единолично заключать договоры с возчиками.
"Если раньше условия диктовали производители отходов, выбирая между возчиками — кто лучше будет соблюдать график, качественнее вывозить мусор, то теперь ситуация переворачивается с ног на голову, — говорит владелец крупной компании, претендовавшей в прошлом году на статус регионального оператора. — Теперь нам оператор может сказать: вы работаете по моим правилам, за цену, которую я вам назначу по конкурсу, или не работаете вовсе".
Управляющие жилыми домами считают, что ликвидация конкуренции и уход возчиков с рынка приведут к свалкам на месте контейнерных площадок.
"Услугу по вывозу мусора ждет кратное удорожание и потеря качества, — уверен председатель совета СРО "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" Евгений Пургин. — А что регоператор поборет все несанкционированные свалки — красивая легенда. За ними должны следить надзорные органы, их много, но они толком не исполняют свои функции".
В совете СРО приводят в пример Курскую и Астраханскую области, где региональные операторы работают с 2017 года. Там с рынка ушли почти все участники, кроме самих операторов, организовавших вывоз через дружественные фирмы.
В Петербурге и Ленобласти суммарно производят только коммунальных отходов около 2,2 млн тонн в год. Действующие полигоны уже через год не смогут принимать, по оценке участников рынка, даже половину от этого объема.
В АО "Автопарк №1 Спецтранс", владеющем полигоном Новый Свет, переживают, что тариф для регоператоров принимается раньше тарифа на прием мусора для полигонов. Однако коллапса в этой компании, также претендовавшей на статус оператора, не прогнозируют. "Да, в начале года будут выпавшие доходы, но больших проблем для себя, да и для рынка мы не ожидаем, — говорят в компании. — Управляющие компании, которые пользуются ВЦКП, будут в порядке".
В ГУП "МПБО–2" и УК "УКООЛО" (75% — у АО "Анэкс–финанс", которое связывают с владельцами банка "Санкт–Петербург", 25% — у Ленобласти) за комментариями отсылают в городское и областное правительства. Чиновники, в свою очередь, никакого коллапса на рынке и гор мусора у контейнерных площадок не предвидят.
"Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, одним из существенных условий договоров на сбор и транспортирование ТКО, заключаемых между региональным оператором и операторами, осуществляющими сбор и транспортирование отходов, является периодичность и время вывоза, а равно ответственность сторон, — говорят в комитете по благоустройству Петербурга. — Таким образом, вывоз ТКО будет осуществляться на основании утвержденных графиков с применением мер ответственности за их нарушение".
Под сенью сосен
Участники рынка и экологи переживают из–за переполненности областных полигонов, куда свозят ТКО в том числе из города. В конце августа в Карелии неизвестные обстреляли из ружей петербургские мусоровозы с отходами. Жители Пряжинского района республики пытаются остановить захоронение отходов на полигоне Пряжи. У некоторых петербургских возчиков есть договоры с его владельцем — ООО "Полигон".
"По факту это просто гигантская свалка посреди леса, новые гектары освобождают, вырубая сосны", — рассказывают карельские активисты.
Экологи полагают, что складывающаяся ситуация выгоднее всех нелегальным возчикам.
"Если УКООЛО не удастся договориться с крупными городскими компаниями, область ждет засилье мусорных нелегалов, — настаивает экс–глава областного департамента экологического контроля Сергей Грибалев. — Сейчас они развозят около миллиона тонн по замороженным полигонам, свалкам в Девяткино, Мурино, промзонам, карьерам, лесам".
“
Рынок ждет укрупнение, это неизбежно. И это правильно. Проблема с полигонами. Еще год будет куда возить мусор, а потом надо что–то срочно делать. Нас беспокоит, что до 1 января осталось совсем мало времени, а никто ничего именно на этот счет не предпринимает. Из региональных территориальных схем совершенно непонятно, куда будем возить в новых условиях. Город мы уберем, все в порядке. Как будут обстоять дела в области — вопрос.
Анатолий Язев
гендиректор АО "Автопарк № 1 Спецтранс"
“
Действующую, более–менее слаженную систему невозможно перестроить безболезненно. На первом этапе ситуация будет напоминать пожар в борделе во время наводнения. В лучшем случае последствия будут ощущаться до конца года. Безотчетность по договорам перед УК жилых домов будет поводом если не для безответственности, то точно для попустительства. Сломалась машина по дороге? А, ладно, приедем в следующий раз! Срыв графика вывоза неизбежно аукнется на экологической безопасности и санитарном состоянии города.
Всеволод Хмыров
председатель совета директоров СРО "Санкт–Петербургская ассоциация рециклинга"