Из–за угрозы распространения африканской чумы власти Ленобласти предложили фермерам продать свиней и разводить других животных.
Летом 2018 года глава Ленобласти остановил любительскую охоту вокруг Луги, Кингисеппа и Сланцев — на границе с Псковской и Новгородской областями, а также Прибалтикой, откуда предположительно идут кабаны, зараженные африканской чумой свиней (АЧС).
"Охота закрыта, чтобы не переносить заразу на ботинках. Нам дали рекомендации "перестраиваться", а как? Охотхозяйства России держатся на разведении дикого кабана — добыть одного стоит 12 тыс. рублей", — сетует Василий Семенов, гендиректор ООО "Ранчо–Охота" — одного из пяти охотпользователей Лужского района. Как сообщили "ДП" в областном управлении ветеринарии, постановление о снятии карантина — на подписи у губернатора.
Хрюши против
Последний случай заражения АЧС дикого кабана в Ленобласти зафиксировали в сентябре в Лужском районе рядом со свинокомплексом агрохолдинга "Приозерный" (входит в ГК "Пулковский").
"Поставлена задача оградить "Приозерный" от проникновения АЧС. Главам администрации дано указание поговорить с людьми, чтобы они перепрофилировались — пусть выращивают коров, кроликов, кур", — рассказал начальник районной станции по борьбе с болезнями животных Александр Сериков.
Регион выплачивает 95 рублей за 1 кг живого веса, если фермер согласится продать или уничтожить свое животное, заключив договор с ветстанцией.
В 2018 году поголовье свиней в личных и крестьянских хозяйствах района сократилось таким образом на 20% — до 558 особей. Как рассказал главный ветеринар Ленобласти Идрис Идиатулин, за время работы программы перепрофилирования — с 2013 года — уничтожено около 4,2 тыс. свиней, 242 хозяйства отказались от их содержания — из бюджета потрачено около 40 млн рублей. В 2018 году планируется ликвидировать свиноводство еще в 90 ЛПХ.
Многие фермеры отказались. "Разведением свиней мало кто занимается, а если и занимается, то скрывает из–за чумы. Фермеры носятся как с малыми детьми с этими свиньями, а холдинги ищут причину в фермерах, вместо того чтобы самим следить за санитарией!" — возмущается Юрий Таманов, представитель южного штаба регионального Союза фермеров.
Фермерским хозяйствам сложно равняться с крупными предприятиями в вопросе биологической защиты. "Это система дезинфекции, ветеринарного контроля, санитарных кордонов — целая цепочка мероприятий, чтобы АЧС не проникла. У нас современное предприятие закрытого типа. Четвертый компартмент (хозяйства высокого уровня защиты. — Ред.)", — объясняет Иван Кара, президент ГК "Пулковский".
Бразилия не поможет
До недавних пор в Россию импортировалось 600–900 тыс. т свинины. Сейчас лидер — Чили. А в предыдущие годы 70–80% свинины завозилось из Бразилии. Но в декабре 2017 года Россельхознадзор ввел запрет на поставки из этой страны из–за обнаружения в свинине кормовой добавки, запрещенной в России. В итоге в 2018 году прогнозируется падение импорта на 65%. В этих условиях областные свиноводы могли бы занять часть освобождающегося рынка, но из–за вируса на этих планах можно ставить крест.