Ситуация на рынке строительства волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) настолько сложная, что сворачивают работу даже лидеры рынка. Так, обанкротилось АО "Лентелефонстрой" — компания более чем с 70–летней историей, которая еще 4–5 лет назад входила в число лидеров рынка строительства ВОЛС.
Есть желание, но нет возможности
За последние годы объемы строительства ВОЛС в РФ упали в разы. Основными заказчиками здесь традиционно выступали операторы связи, которые сейчас сами попали в трудное положение.
Темпы развития рынка услуг связи резко снизились, что привело к сокращению инвестиций в сектор телекоммуникаций. Вдобавок многие инициативы властей, направленные на усиление контроля за информационным обменом в телекоммуникационной среде, оборачиваются для операторов дополнительными расходами. Порой весьма существенными — как, например, в случае с законом Яровой. В результате и так уменьшившиеся капитальные затраты телекомкомпаний уходят куда угодно, но не на строительство сетей.
Впрочем, ряд российских операторов утверждают, что не испытывают большой нужды в дополнительных ВОЛС. Мол, суммарная протяженность оптических магистралей в РФ превышает 350 тыс. км, и этого вполне достаточно.
Между тем на более зрелом рынке — американском — строительство ВОЛС продолжается высокими темпами. По данным Vertical Systems, в 2016 году американские магистральные операторы установили рекорд, построив за год более 1 млн км оптики. При этом корпорация AT&T, лидирующая на рынке, эксплуатирует 1,85 млн км магистралей.
"В этом году сотовые операторы, в том числе "ВымпелКом" и "МегаФон", провели среди подрядчиков квалификационные отборы на право строительства ВОЛС в 2019–2021 годах, — говорит руководитель крупного петербургского интегратора. — Возможно, первые конкурсы пройдут в начале следующего года".
Новые рынки
В последние год–два по объемам заказов на строительство ВОЛС в РФ связистов опережали госструктуры, логистические компании, нефтяники, газовики, энергетики. В этой ситуации строительные организации, специализирующиеся на прокладке ВОЛС, были вынуждены бороться буквально за каждый заказ. Так, петербургские подрядчики активно участвовали в конкурсах на прокладку ВОЛС за Уралом, где строительство магистральных сетей зачастую лоббировали госструктуры.
Например, в 2017 году в Якутии, по официальным данным, построили почти 1800 км ВОЛС. Руководители республики уже отрапортовали, что "в Якутии есть районы, где покрытие (населенных пунктов) волоконно–оптическими линиями связи составляет 100%".
Выживает сильнейший
Разумеется, далеко не все подрядчики смогли найти новых заказчиков. Отсюда и банкротства строительных организаций, и попытки продажи таких компаний. К примеру, сейчас в Петербурге продается крупный подрядчик с большим опытом строительства ВОЛС и портфелем заказов. Первоначальная стоимость — чуть меньше половины годовой выручки.
Часть строительных компаний пошли по пути диверсификации бизнеса. Кто–то занялся обслуживанием объектов энергетики, кто–то попытался отвоевать место на рынке системной интеграции.
Тот же "Лентелефонстрой", например, согласно официальной отчетности за 2017 год, перед банкротством получил почти 60% выручки от предоставления транспортных услуг.
Некоторое оживление на рынке СЗФО наметилось в 2018 году благодаря заказам со стороны энергокомпаний. Филиал ПАО "ФСК ЕЭС" МЭС Северо–Запада провел конкурс на строительство ВОЛС Псков — Новосокольники (с заходом в Старую Руссу) — Смоленск — Брянск — Найтоповичи. Протяженность трассы — почти 960 км, стоимость — около 420 млн рублей. В конкурсе участвовали девять подрядчиков. Но и этот конкурс не достался петербуржцам: победителем стало московское ООО "Юнител Инжиниринг".
МЭС Северо–Запада также планирует повторно провести конкурс на строительство ВОЛС Санкт–Петербург — Череповец. В прошлый раз трассу протяженностью 440 км и стоимостью 122 млн рублей были готовы построить две компании. Но конкурс не состоялся.
Необходимо отметить, что оба проекта энергетики реализуют с 2011 года: тогда прошли первые конкурсы на проектирование обеих трасс.
Кроме того, МЭС Северо–Запада вместе с "Ростелекомом" строят ВОЛС Заовражье — Урдома и Печора — Воркута. Энергетики инвестируют в стройку 306 млн рублей и получат оптические волокна в этой трассе. Плановый срок окончания строительства — сентябрь 2019 года.
Также в этом году "Ленэнерго" разместило заказов на строительство волоконно–оптических линий связи примерно на 200 млн рублей.
Вас это не касается
Впрочем, рядовые потребителей услуг связи вряд ли ощутят какой–то эффект от этих строек МЭС Северо–Запада и "Ленэнерго". За счет новых ВОЛС энергетики решают прежде всего свои технологические задачи, а не стараются удовлетворить спрос на качественные услуги связи.
Поэтому новые трассы на Северо–Западе вряд ли будут способствовать росту конкуренции на региональных рынках связи и не приведут к появлению новых высокотехнологичных телекоммуникационных сервисов.
“
Сейчас мы инвестируем значительные средства в модернизацию мобильной сети в Петербурге, это большой проект, который будет завершен в 2019 году. Также мы ведем работы по увеличению покрытия сети LTE и по рефармингу частот для обеспечения высокой скорости передачи данных для клиентов нашей мобильной сети. В Петербурге и в городах Северо–Западного региона мы на постоянной основе реализуем проекты по строительству ВОЛС под запросы ШПД бизнеса и корпоративных клиентов, а также для расширения емкости мобильной сети в точках концентрации абонентов и трафика.
Андрей Мухин
руководитель технического департамента региона Запад ПАО "ВымпелКом"
“
Большого развития рынка строительства ВОЛС мы не наблюдаем. Операторы действительно поджались в части капитальных затрат. Строительство магистральных линий — это прерогатива крупных операторов, чей бизнес сейчас находится не в самой лучшей кондиции.
Частный рынок уже не растет такими темпами, как прежде. Корпоративные пользователи тоже пытаются экономить. Операторы прежде делали ставку на строительство собственных каналов, а теперь вынуждены пересматривать свои планы или делать ставку на аренду.
Денис Кусков
генеральный директор ИАА TelecomDaily