Alibaba, Mail.ru Group, РФПИ и "МегаФон" объявили о создании AliExpress Russia

Автор фото: пресс-служба РФПИ

Alibaba, Mail.ru Group, РФПИ и "МегаФон" запускают AliExpress Russia на базе российского бизнеса Aliexpress и Tmall. СП будет обслуживать трансграничные и местные торговые онлайн-площадки. Основным владельцем с 48% станет Alibaba, получив еще и 10% Mail.ru Group.Сделка станет крупнейшей на российском рынке e-commerce, на старте новая компания оценивается в $2 млрд. Таким образом, год переговоров о локализации в России бизнеса AliExpress с участием Сбербанка привели к появлению AliExpress от Mail.ru Group.

Alibaba Group, Mail.ru Group, "МегаФон" и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявили о создании совместного предприятия на российском рынке e-commerce под названием AliExpress Russia. Проект был презентован в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке (ВЭФ-2018). Основным владельцем с 48% станет Alibaba, получив еще и 10% Mail.ru Group. Ожидается, что сделка будет закрыта в I квартале 2019 года.
После завершения транзакций в рамках условий по закрытию сделки и ее согласования всеми партнерами в СП, владельцами AliExpress Russia станут Alibaba Group (48%), "МегаФон" (24%), Mail.ru Group (15%) и РФПИ (13%). Деятельность СП будет осуществляться во всех сегментах электронной коммерции, в том числе в трансграничном и локальном маркетплейсах, а также собственных прямых продажах. Сделка станет крупнейшей на российском рынке e-commerce.
"Благодаря партнерству с ведущей российской интернет-платформой AliExpress Russia получит доступ к стомиллионной аудитории Mail.Ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх. Имея доступ к этой уникальной платформе и аудитории, СП получит возможность занять значимое место в цепочке ценностей образа жизни российских потребителей, создав единую платформу для социальной коммуникации, игр и покупок", — отмечается в совместном заявлении.
Объявление о создании СП стало поводом для роста акций "МегаФона" и Mail.Ru Group. К 11:00 по Москве акции Mail.Ru Group на LSE торговались на уровне $23,7 за штуку, в то время как на открытии торгов цена составляла $22. Бумаги "МегаФона" на Московской бирже стоили 558 рублей за акцию против 550 рублей в начале торгового дня.

Слияние гигантов

По условиям сделки, Alibaba Group сделает бизнес AliExpress в России частью СП, которое будет включать в себя текущие локальные и трансграничные операционные активы Alibaba Group в России, в том числе бизнес международной платформы электронной коммерции AliExpress и российской B2C площадки Tmall. В дальнейшем Alibaba Group будет инвестировать денежные средства и другие ресурсы в СП для поддержания его деятельности.
РФПИ станет стратегическим участником AliExpress Russia, получив общую долю 13% путем инвестиций капитала и покупки дополнительной доли СП у Alibaba Group. "МегаФон" продаст Alibaba Group свою долю 10% в Mail.ru Group в обмен на 24% доли в AliExpress Russia. Mail.ru Group передаст СП свой бизнес электронной коммерции Pandao, денежные средства, а также дистрибуцию в формате интеграции с продуктами Mail.ru Group. Доля компании в AliExpress Russia составит 15%, говорится в релизе Mail.ru Group.
AliExpress Russia и Mail.ru Group заключат соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое подразумевает, помимо прочего, обмен трафиком и продуктовыми инициативами. В рамках СП планируется расширить экосистему и возможности повседневного использования сервиса за счет инвестирования в другие бизнесы совместно с Mail.ru Group, включая FoodTech и другие направления.
По данным источников "Коммерсанта", РФПИ и Alibaba вложат средства в единую холдинговую структуру через покупку ее привилегированных акций, а также фонд выкупит у китайской компании часть обыкновенных акций. "МегаФон" передаст Alibaba Group в обмен на 24% акций СП 10% акций Mail.ru Group. Вкладом самой Mail.ru Group в СП станут маркетплейс по продаже товаров из Китая Pandao, деньги, а также услуги по интеграции AliExpress Russia с экосистемой интернет-компании, уточнил газете глава РФПИ Кирилл Дмитриев. Размеры инвестиций не разглашаются. Как сообщают "Ведомости", РФПИ вложит в СП до $300 млн.
С учетом оценки доли Mail.ru Group (капитализация холдинга на бирже в Лондоне оценивается в $4,8 млрд) и обмена "МегаФоном" 10% акций интернет-компании на 24% акций в СП, сделка станет крупнейшей в российском e-commerce. AliExpress Russia на этапе создания можно оценить почти в $2 млрд, что вдвое больше СП "Яндекса" и Сбербанка.
AliExpress Russia стимулирует
Участники СП вместе с появлением AliExpress Russia обещают стимулирование развития российской цифровой экономики благодаря "уникальным преимуществам каждого из участников соглашения, включая опыт в сфере электронной коммерции, в сегменте социальных сетей и цифровых медиа, в логистике и в работе с локальным рынком, партнерство поможет ускорить развитие цифровой экономики в России". Оно также будет способствовать долговременному технологическому сотрудничеству и построению инфраструктуры коммерции в России и мире.
"Mail.ru Group рада стать стратегическим партнером AliExpress Russia, что позволит создать для наших пользователей уникальное предложение в области социальной коммерции. Вместе мы сфокусируемся на развитии существующих продуктов, а также на интеграции продуктов в социальных сетях. Большинство российских потребителей уже являются нашими клиентами, и партнерство позволит нам значительно увеличить доступ к различным сегментам коммерческих предложений, в том числе от зарубежных и местных продавцов", — отметил глава Mail.ru Group Борис Добродеев.
Как ожидается, AliExpress Russia усилит глобальную экосистему Alibaba Group, что позволит предложить потребителям уникальный ассортимент высококачественных продуктов всех ценовых категорий из России, Китая и других стран мира. Кроме того, СП создаст широкие возможности для российского малого и среднего бизнеса. Они получат доступ к обширной экосистеме, позволяющей местным предпринимателям продавать товары в своей стране и за рубежом. "Платформами Alibaba пользуются более 600 млн потребителей; таким образом, у российского малого и среднего бизнеса появится доступ к рынку, в 4 раза превышающему численность населения России и включающему потребителей из Китая, Юго-Восточной Азии, Турции, Европы, Индии и других стран", — говорится в релизе.
"Новая компания будет сочетать преимущества российского и китайского бизнеса. Это уникальный пример технологического сотрудничества наших стран. Мы надеемся, что благодаря сочетанию лучших технологий, опыта и возможностей СП станет неоспоримым лидером на российском рынке e-commerce, предоставляя российским потребителям возможность приобретать товары по доступным ценам и позволяя российскому бизнесу конкурировать на международном рынке. Наша инвестиция — пример лидерства РФПИ в цифровой трансформации России", — уверен глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
В свою очередь, президент Alibaba Group Майкл Эванс назвал партнерство важным этапом международной экспансии Alibaba, которое позволит объединить лидеров локального рынка с глобальной экосистемой китайского ретейлера. "Партнерство AliExpress Russia с ведущей российской интернет-компанией поможет оцифровать и трансформировать в России цепочку создания добавленной стоимости в ретейле, обеспечивая беспрепятственный и инновационный опыт для потребителей, а также предоставляя российским предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса значительные возможности роста на отечественном рынке и международной экспансии", — заявил президент Alibaba Group
"Электронная коммерция идеально вписывается в нашу быстро развивающуюся экосистему партнерских отношений для создания лучших в своем роде предложений в таких сферах, как финансовые услуги, медиа и другие клиентские сервисы. Партнерство обеспечивает беспрецедентный доступ к российской потребительской базе, что выгодно для всех сторон", — заявил генеральный директор "МегаФона" Сергей Солдатенков.

Выбор партнера для Alibaba

Локализация AliExpress, главного для россиян зарубежного интернет-магазина, обсуждается последние несколько лет. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, на покупки в китайских онлайн-магазинах приходится около 52% всех зарубежных покупок россиян, около 60% — покупки на AliExpress, т. е. это около 116 млрд рублей в 2017 году. Помимо AliExpress китайская компания около года развивает в России бренд Tmall — онлайн-площадку, где продаются брендированные товары и которая сотрудничает с российскими продавцами.
В 2017 году стало известно, что от переговоров с Alibaba отказался "Сбербанк" — госбанк еще с 2016 года заявлял о планах создания глобального игрока в ретейле. Ранее планировалось, что две компании тоже создадут совместное предприятие — платформу электронной торговли в России на базе приложения банка. В итоге госбанк выбрал в качестве партнеров "Яндекс" и на базе маркетплейса "Яндекс.Маркет" запустил площадку "Беру".
Как утверждали источники РБК, в сотрудничестве с Alibaba Group был условный "риск национальной безопасности" из-за того, что стратегический, "но все же иностранный инвестор" получил бы доступ "к крупнейшей инфраструктуре государственного банка". "К сожалению, мы не сумели договориться, после чего нашли согласие с "Яндексом". И, собственно, наш проект "Яндекс.Маркет" — это конкурент Alibaba", — заявил позже глава банка Герман Греф.
В декабре 2017 года гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев на встрече с президентом России Владимиром Путиным объявил о том, что фонд может стать партнером Alibaba в России. Тогда Дмитриев уточнял, что РФПИ работает над расширением инвестиций в технологический сектор, для этого фонд создал структуру "РФПИ технологии": "Мы пригласили ведущих партнеров из Китая, Японии, Сингапура, Европы, Арабских Эмиратов, которые вместе с нами будут инвестировать в технологические проекты в рамках вашей инициативы по цифровой экономике".
Тогда же, в конце 2017 года, Mail.ru Group запустила онлайн-площадку Pandao для покупок у китайских продавцов. В январе 2018 года ретейлер получил 1,2 млн заказов, но за полгода не сумел составить серьезную конкуренцию другим игрокам. По данным SimilarWeb, в августе 2018 года количество посетителей сайта Pandao составило 3,6 млн, "Яндекс.Маркета" — 111,8 млн, AliExpress (в России) — 188 млн. В итоге Pandao вошла в AliExpress Russia. Причем этот вопрос был одним из ключевых при обсуждении СП между партнерами, утверждают источники РБК.
Задача локализации и, фактически, нейтрализации глобального китайского конкурента, а также создание универсальной торговой площадки и глобальной базы клиентов была решена полностью за счет целой цепочки слияний на российском рынке e-commerce: в мае "МегаФон", Газпромбанк, "Ростех" и USM Holdings создали компанию "МФ технологии", которая будет реализовывать проект цифровой платформы на базе Mail.ru Group, и в сентябре Alibaba, Mail.ru Group, "МегаФон" и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) основали AliExpress Russia.
"Речь в этой сделке идет прежде всего о локализации AliExpress в России. Доля российских продаж этого ретейлера доходит до 40%. Alibaba, конечно, боится введения пошлин и ужесточения законодательства по зарубежной торговле. Alibaba нужна была поддержка в самом высшем эшелоне власти в России, и она ее получила в лице Алишера Усманова, — подчеркивает  Алексей Федоров, президент DIY-ассоциации и управляющий партнер ГК "220 Вольт". — Прямая выгода от этой истории, прежде всего, у Mail Group — холдинг через соцсети располагает профилями почти всех жителей России, они знают о нас все, но монетезировать эту базу данных до сих пор успешно не могли — все предыдущие проекты не взлетали. Участие ВТБ в сделке тоже символично с точки зрения торговых отношений стран. Таким образом, создание такого СП — это сигнал о сближении экономик России и Китая, это исключительно политическое решение".
Как отмечают в РФПИ, все данные, которые будут использоватьсяAliExpress, будут обрабатываться и храниться на территории России, и в СП будут использоваться отечественные платежные системы. Кроме того, стороны построят большой центр для развития технологий искусственного интеллекта и центр обработки данных в России. Между тем, по словам двух источников РБК, близких к участникам будущего СП, "у сторон по-прежнему много вопросов для согласования — все находится в процессе обсуждения". "Есть ряд принципиальных моментов, о которых стороны пока не договорились — это и конкуренция между активами, и уровень доступа китайцев к инфраструктуре, и многое другое", — заявили собеседники агентства.